«Яндекс.Новости» отфильтруют СМИ
Новостной агрегатор «Яндекс.Новости» сообщил о приостановке с 26 декабря показа новостей от СМИ, которые не подписали с компанией новое соглашение об информационном сотрудничестве. Вводить ограничения «Яндекс» вынуждают поправки в законодательстве для новостных агрегаторов, т. е. интернет-ресурсов, которые собирают, обрабатывают и распространяют информацию. Изменения вступят в силу с 1 января 2017 г. Они обязывают новостные агрегаторы с аудиторией свыше 1 млн уникальных пользователей нести ответственность за распространяемую информацию, кроме той, что дословно воспроизводит сообщения официально зарегистрированных в России СМИ. Самые известные новостные агрегаторы рунета – «Яндекс.Новости» и Google News.
О том, что «Яндексу» придется отказаться от работы с не лицензированными СМИ в России, летом после принятия поправок предупреждала на странице в Facebook тогдашний руководитель сервиса «Яндекс.Новости» Татьяна Исаева. После этого и сам «Яндекс» уже осенью дважды заявлял, что автоматический новостной агрегатор не сможет нести ответственность за контент партнеров и не имеет возможности ежедневно проверять сотни тысяч сообщений от внешних редакций.
Принцип работы «Яндекс.Новостей» и базовые требования к партнерам не изменились, уточнила представитель «Яндекса» Ася Мелкумова: теперь при подписании нового соглашения компания должна представить копию свидетельства о регистрации СМИ или договор об экспорте информации, подписанный со СМИ. По ее словам, партнеры продолжают присылать копии документов для заключения нового соглашения. По данным представителя «Яндекс.Новостей», всего у агрегатора около 7000 партнеров; у скольких из них нет регистрации СМИ, он ответить затруднился.
У большинства крупных новостных сайтов в рунете есть регистрация СМИ. Однако далеко не все новостные ресурсы готовы получать регистрацию, чтобы их новости отображались в агрегаторе «Яндекса». Гендиректор «Комитета» (ресурсы TJournal и VC) Даниль Хасаншин заявил о решении компании не регистрироваться как СМИ. «Для нас нет смысла: доля аудитории оттуда совсем незаметна в структуре источников», – пояснил он. Гендиректор и совладелец Sports.ru Дмитрий Навоша сообщил, что решение пока не принято: «С одной стороны, мы можем потерять 10–15% переходов с «Яндекса», с другой – регистрация СМИ ко многому обязывает». Так, по его словам, на Sports.ru ежедневно размещают десятки тысяч комментариев спортсмены, тренеры, болельщики, компания же премодерацию не использует. «Если в таком комментарии окажется призыв к свержению власти или даже мат – мы сразу получим предупреждение Роскомнадзора», – объяснил он. По закону, если СМИ получает в течение года два предупреждения от Роскомнадзора, служба имеет право через суд лишить его регистрации.
Телеканал «Дождь» зарегистрировал свой сайт как СМИ, чтобы получить доступ к новостному агрегатору «Яндекса», сказала гендиректор телеканала Наталья Синдеева. Президент Hearst Shkulev Media Виктор Шкулев сообщил «Ведомостям», что его компания также оформила регистрацию СМИ для своих региональных порталов. «Присутствие в «Яндекс.Новостях» – одна из причин, регистрация как СМИ нужна для комфортной работы», – уточнил он.