Yota ставит границы
В новых тарифах «Скартела» (бренд Yota, принадлежит «Мегафону» и предоставляет услуги на его сети как виртуальный оператор мобильной связи), которые будут введены с 25 января 2017 г., не будет безлимитного доступа в интернет, следует из сообщения оператора. Тарифы будут содержать ограниченные пакеты минут и трафика. Безлимитный же доступ можно будет получить только к отдельным мобильным приложениям, подключив для этого специальную опцию, говорится в сообщении. Имеющиеся тарифы с безлимитным интернетом будут закрыты для новых подключений. Параметры новых тарифов и опций оператор не раскрывает.
«Скартел» был пионером безлимитного мобильного интернета в России. В апреле 2014 г. он стал предоставлять услуги голосовой мобильной связи и на всех своих тарифах предоставил безлимитный доступ в интернет. В этом году его примеру последовали четыре федеральных оператора. Первым, в марте, это сделал «Вымпелком», в мае – МТС, в июне безлимитный интернет появился у «Мегафона» и наконец последним, в августе, безлимитный мобильный интернет появился в тарифах «Т2 РТК холдинга» (бренд Tele2).
По словам гендиректора «Скартела» Владимира Добрынина, оператор уже подключил максимально возможное количество абонентов с высоким уровнем потребления трафика – тех, на кого услуги «Скартела» были ориентированы изначально. Для новых же пользователей предложение Yota «больше не является оптимальным и не удовлетворяет все их потребности», объяснил Добрынин. По его словам, сейчас более 85% новых абонентов оператора ежемесячно потребляют не более 5 Гб трафика, при этом 80% их трафика приходится на 10–15 популярных мобильных приложений.
Примеру «Скартела» другие игроки могут последовать и на этот раз. Российские операторы постепенно будут отказываться от безлимитных тарифов, прогнозировал ранее гендиректор «Вымпелкома» Шелль Йонсен. У операторов просто нет другого выхода, отметил он: 3G-сети уже перегружены, а сети 4G загружаются очень быстро. Безлимитные тарифы пользуются спросом, однако реальное потребление трафика на них не намного выше, чем на обычных тарифах, добавляет представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Она опасается, что безлимитные тарифы для всех абонентов могут начать сдерживать развитие рынка. Международный опыт подсказывает, что нужно внедрять тарифы, основанные на стоимости переданного мегабайта, а не минуты разговора – такой подход обеспечивает справедливую тарификацию, считает Айбашева. Но прийти к осознанию этого должен весь рынок, замечает она.
Данные больше не выручают
В III квартале 2016 г. доходы «Мегафона» (консолидирует в своих результатах показатели «Скартела») от передачи данных практически перестали расти. Рост год к году составил только 0,5% (до 20,7 млрд руб.), хотя еще в предыдущем квартале он составлял 6,3%.
Доля пользователей, обходящихся минимальным размером месячного трафика (до 0,5 Гб в месяц), с марта 2015 г. по март 2016 г. сократилась почти вдвое – до 9%, говорилось в отчете UBS Evidence Lab и банка UBS. Треть абонентов использует свыше 5 Гб в месяц, еще 27% – от 3 до 5 Гб в месяц, следует из отчета UBS. Ежегодно трафик российских мобильных пользователей растет на 30%, говорилось в исследовании. Однако, по мнению его авторов, на выручке этот рост отражается не так заметно – доход от передачи данных будет расти только на 10–20% в год.
Аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин предполагает, что «Мегафон» обдумывает отказ от безлимитного интернета и решил протестировать это решение на дочерней компании. Абонентская база «Скартела» в разы меньше, поэтому внедрять такое решение среди его аудитории безопаснее. По словам операторов, сейчас единственный фактор роста ARPU (выручки в расчете на абонента) – рост потребления мобильного интернета. Если же тариф безлимитный, доходы от абонента при росте потребления увеличиваться не будут. «Мегафон» через Yota делает первый шаг для решения этой проблемы, заключает Либин.
Безлимитные тарифы в их текущем виде сформировали неестественно низкий потолок по ARPU, добавляет аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин. По его мнению, операторы ошибочно позиционировали нишевую услугу безлимитного интернета на широкий рынок. Нигматуллин прогнозирует, что операторы изменят подход к тарифообразованию, предоставляя безлимит только в стандарте LTE (4G), как это уже делает сейчас «Вымпелком».
У «Мегафона» нет тарифов с безлимитным интернетом, но он позволяет абонентам пользоваться передачей данных без ограничений с помощью специальной опции. В ближайшей перспективе оператор не планирует что-то менять, говорит представитель оператора Юлия Дорохина.
Tele2 пока не собирается отказываться от безлимитных тарифов, однако будет следить за рыночными тенденциями, обещает представитель оператора Константин Прокшин. Безлимитные пакетные тарифы – это нишевое предложение, оно помогает привлекать новых абонентов, напоминает он. Оно ориентировано на пользователей, которым очень важен безлимитный мобильный интернет, а минуты и sms нужны в меньшей степени.
Представитель МТС отказался от комментариев.