Матушка вместо адвоката
Владимир Путин в пятницу освободил адвоката Павла Астахова от должности уполномоченного по правам ребенка, сообщил сайт Кремля. На его место назначена 34-летняя Анна Кузнецова – кандидат в депутаты Госдумы от «Единой России», глава исполкома пензенского отделения Общероссийского народного фронта (ОНФ) и руководитель фонда «Покров». Она имеет большой опыт работы, несмотря на молодой возраст, подчеркнул пресс-секретарь президента Дмитрий Песков: «А что главное – она сама родила шестерых детей. Это гораздо важнее». О том, что Астахов написал заявление об уходе, стало известно в июле, но указ об отставке президент подписал лишь после юбилея омбудсмена, которому 8 сентября исполнилось 50 лет.
Собеседник «Ведомостей» в Общественной палате говорит, что на этот пост рассматривались как минимум четыре кандидатуры, в том числе руководитель фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, актриса и соучредитель фонда «Подари жизнь» Чулпан Хаматова и руководитель фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская, но президент выбрал Кузнецову: «Это довольно очевидная кандидатура, достаточно точно попадающая в образ и набор компетенций, необходимых для уполномоченного по правам ребенка».
Кузнецова – жена священника и мать шестерых детей, а ее фонд «Покров» в 2016 г. стал одним из операторов, распределяющих президентские гранты НКО. Кузнецова сказала «Ведомостям», что в первую очередь намерена выстроить приоритеты по всем направлениям работы: «Главным из них останется обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье, по этому же направлению будут первые шаги. Кроме того, нужно эффективно обеспечить межведомственное взаимодействие и подключить общественные организации».
Мудрый выбор
Павел Астахов поздравил преемницу в своем Instagram: «Это очень достойный человек и очень мудрый выбор президента. От души поздравляю Анну Юрьевну и желаю ей помощи Божьей на этом сложном поприще!»
Кузнецова производит «приличное впечатление», признается Альшанская: «Ее фонд занимается кризисным материнством, кризисными беременностями и, в первую очередь, противоабортной деятельностью, поддерживая женщин, которые не хотят делать аборт, и тех, кто хочет, но им психологи помогают изменить их решение». Деятельность «Покрова» говорит о фокусе на проблемах семей с детьми и, видимо, он сохранится, полагает Альшанская: «Это будет позитивно, если будет происходить не в векторе запретов, а исключительно с точки зрения поддержки материнства, с чем есть большие проблемы – начиная с вопросов детских выплат до бесплатного питания в школах. Вопросов, которые годами не решались, накопилось много».
У Кузнецовой «мало шансов понравиться столичному либеральному бомонду», считает политолог Евгений Минченко: «Из провинции, ОНФ, шесть детей, замужем за священником – то есть традиционные ценности как они есть, а для путинского большинства – самое оно». В Кузнецовой присутствуют качества, которые импонируют высокому руководству, – умная, харизматичная, при этом скромная, лояльная, патриотичная, общественно активная, полагает политолог Константин Калачев: «В то же время ее общественная активность не выходит за рамки, когда это воспринимается как вызов, она абсолютно системная. Единственное, что может поставить ей в вину либеральная общественность, – ее отношения с ОНФ и «Единой Россией», но по-другому карьера в нынешние времена и не делается».