Автосалон в китайском стиле
«АвтоВАЗ» привез на нынешний Московский международный автомобильный салон (ММАС) самую большую в своей истории экспозицию – 19 машин. На открытой площадке предлагается тест-драйв седана Vesta и кроссовера Xray.
А на стенде главное место заняли шесть концепт-каров: прототип компактного кроссовера XСode в фирменном X-стиле; седан и универсал Vesta Cross (выпуск может начаться во второй половине 2017 г.), Xray Cross и прототипы спортивных модификаций Vesta и Xray.
Показал «АвтоВАЗ» и перспективную модификацию Vesta CNG Taxi, работающую на метане и бензине, и модификацию Vesta с новым вазовским мотором 1,8 л, мощностью 122 л. с., и мелкосерийный удлиненный представительский седан Vesta Signature.
Оставшиеся иностранцы
Mercedes-Benz привез 33 автомобиля (включая три Smart и чемпионский болид Formula 1) и арендовал целиком один из залов. Главная российская премьера – кроссовер GLC купе, среди прочих – спорткары от Mercedes-AMG: кабриолет S63, а также E 43, GLC 43, кабриолет C 43 и родстер SLC 43 из новой линии AMG Sport. «Мы не меняем приоритетов из-за временной нестабильности рынка», – приводит компания слова гендиректора АО «Мерседес-Бенц рус» Яна Мадея.
Весь стенд Hyundai посвящен новому компактному кроссоверу из Санкт-Петербурга – Creta. По прогнозу исполнительного директора «Хендэ мотор СНГ» Алексея Калицева, в 2017 г. на эту модель будет приходиться около 30% российских продаж марки.
Volvo приняла решение отказаться от всех европейских автосалонов, кроме женевского, поэтому ее дилер «Обухов автоцентр» участвует в салоне самостоятельно. Но шведы помогли ему привезти в Москву новый флагман компании – 320-сильный седан S90.
Dongfeng Motor (акционер PSA Peugeot Citroen) привезла седан А9, созданный на новой платформе PSA Peugeot Citroen, – первую модель премиум-класса Dongfeng.
Среди новинок китайской Сhangan – седан Raeton, кроссовер CS75, который пока не поставляется в Россию, и кроссовер CS35, серийный выпуск которого начнется в сентябре 2016 г. в Липецкой области на мощностях группы «Ирито». В течение 4–5 лет партнеры хотят достичь 50%-ной локализации.
Китайская FAW показала две новые для России модели – кроссоверы FAW Besturn X80 и FAW D60. Их опытная партия специально для автосалона выпущена на «Автоторе».
Geely привезла на Московский автосалон представительский седан Emgrand GT (GC 9, первый автомобиль марки, созданный международной командой дизайнеров под руководством Питера Хорбери), первый кроссовер марки NL-3, компактный кроссовер Emgrand Cross, седан GL FE-5 и новое поколение кроссовера Emgrand X7. Компания решила участвовать в салоне, чтобы сразу представить все новинки, которые скоро поступят на российский рынок из Белоруссии, где расширяется промышленная сборка автомобилей марки, поясняет гендиректор Geely в России Игорь Овсянников.
«Узавто» (бренд Ravon) представила новинку R3 и анонсировала R4.
Уехавшие иностранцы
Отсутствие на автосалоне большинства автомобильных брендов можно объяснить прежде всего дефицитом новинок и сильно сократившимся российским авторынком, комментирует топ-менеджер одного из иностранных автоконцернов. Он не исключает и влияния санкций против России.
Несмотря на высокую значимость ММАС в России, в 2016 г. руководство компании решило отказаться от участия в пользу более приоритетных проектов, сказал представитель Renault.
Kia Motors Rus, по словам представителя, приняла решение пропустить ММАС еще весной. «Мы имеем основания предполагать, что поток посетителей в этом году будет существенно меньше, чем в предыдущие годы, – объясняет он. – Но любой автосалон такого уровня предполагает серьезные затраты». Компания верит в восстановление спроса на автомобили в России, говорит он, и рассматривает возможность участия в ММАС-2018.
Suzuki расторгла договор с «Крокус экспо» об участии в ММАС-2016 из-за того, что премьерный показ нескольких моделей был перенесен на более поздний срок, говорит представитель компании: «Экономическая ситуация и изменившиеся условия рынка оказали влияние на принятие этого решения». Бюджет, выделенный на ММАС-2016, перераспределен на другие маркетинговые проекты, но это не отменяет участия компании в следующих автосалонах, заверил он.
«Участие в любой выставке интересно, если у бренда есть премьеры. В этом году все новинки Subaru – Forester, Outback и XV – мы уже показали клиентам, их продажи начались весной», – говорит представитель Subaru. Представитель PSA Peugeot Citroen от комментариев отказался.
Toyota, по словам ее представителя, решила не участвовать в ММАС-2016 из-за нестабильной экономической ситуации: «Все проекты должны быть оправданны с точки зрения возврата инвестиций. Сейчас первым приоритетом является поддержание на традиционно высоком уровне лояльности наших клиентов».
Отказ УАЗа от участия в ММАС вызван спадом на российском автомобильном рынке и необходимостью в этих условиях поиска более эффективных способов продвижения продукции, говорит представитель компании. О том же заявил и представитель группы Volkswagen.
BMW решила не участвовать в ММАС-2016 еще в прошлом году, сказала гендиректор российского подразделения BMW Group Елена Смирнова: «Сегодня в России мы уходим от использования традиционных маркетинговых подходов. Будущее за индивидуальным и креативным подходом к общению с клиентами». В качестве примера она привела возможность бесплатного проезда по трассе М11 на летний период в честь дня рождения марки для всех владельцев BMW.
«Компания не примет участия в ММАС, но российский рынок был и остается одним из важнейших для Jaguar Land Rover, – говорит представитель компании. – Мы сосредоточимся на качественном развитии дилерской сети и будем максимально сфокусированы на уровне обслуживания наших клиентов».
«Планирование модельного ряда не позволило нам подготовить к автосалону никаких премьер. Потому и не участвуем», – лаконичен представитель Mazda.
«Мы приняли сложное решение не участвовать в автосалоне в этом году и направить маркетинговые средства на более клиентоориентированные программы, – говорит представитель Ford Sollers. – В частности, продлены специальные условия на покупку автомобилей в сентябре. Но мы обязательно рассмотрим возможность участия в ММАС в 2018 г.».
General Motors не участвует в автосалоне в Москве, поскольку хочет сосредоточиться в этом году на других маркетинговых каналах и способах продвижения моделей, отмечает представитель компании.
Представитель Mitsubishi говорит о нестабильной экономической ситуации в стране и на автомобильном рынке в частности, а также о крайне низкой активности других автомобильных брендов на ММАС: «Мы приняли решение акцентировать маркетинговую активность на индивидуальных локальных мероприятиях по России, а также на разработке программ для постоянных клиентов, чтобы поддержать их в экономически сложный период».
«От участия в ММАС мы отказались еще летом прошлого года, – сказал директор «Чери автомобили рус» (бренд Chery) Геннадий Павлов. – Колебания курса валют, стоимость аренды площадей в «Крокусе» в иностранной валюте, падение продаж на автомобильном рынке, пересмотр стратегии вывода новых автомобилей – когда свели все это воедино, стало ясно, что для нас участие в салоне в 2016 г. будет крайне нерентабельным».
Дороговизна автосалона на фоне сокращающегося рынка – одна из причин отказа, говорит и сотрудник другого автоконцерна. В 2014 г. практически все ведущие бренды и участники выставки заключили контракты по изначальной арендной цене – 185 евро за 1 кв. м, рассказывал представитель МВЦ «Крокус экспо». По сравнению с 2014 г. цена в этом году снизилась вдвое, говорит один из собеседников «Ведомостей». Но уведомление об этом от организаторов поступило в феврале, а некоторые корпорации со сложной системой согласования к тому моменту уже приняли принципиальное решение и, чтобы его изменить, уже не хватило времени, заключает он.