«Метрострой» на арене
ОАО «Метрострой» планирует завершить строительство крыши нового стадиона на Крестовском острове Петербурга до конца сентября, а еще через месяц после этого «задвинуть выкатное поле», сообщил гендиректор компании Вадим Александров. По его словам, «Метрострой» уже закупил оборудование на 600 млн руб., для этого он взял кредит в одном из банков. Всего на закупку оборудования надо направить 2 млрд руб., но компания пока еще не получила денег от администрации, отметил Александров. Главная проблема сейчас – необходимость монтажа очень большого количества оборудования, говорит Александров.
«Метрострой» заключил контракты на достройку стадиона в середине августа, после того как администрация Петербурга расторгла контракт с «Инжтрансстрой-СПб». Стоимость работ по достройке стадиона составляет 5,39 млрд руб., по благоустройству территории вокруг – 2,39 млрд руб. Банковские гарантии под контракты на строительство стадиона на общую сумму 2,3 млрд руб. «Метрострою» выдало ПАО «Банк «Объединенный финансовый капитал» («ОФК банк»), следует из документов на сайте госзакупок. Банк работает с 1993 г., собственный капитал – 5 млрд руб., сказано на его сайте. На 1 июля 2016 г. банк занимает 118-е место по активам и 104-е по величине собственного капитала в рэнкинге «Интерфакс-ЦЭА».
Общая стоимость строительства стадиона и благоустройства территории вокруг него – около 42 млрд руб. Контракт «Метростроя» предусматривает, что строительство стадиона должно быть завершено не позднее 26 декабря 2016 г. Летом 2017 г. на стадионе должны пройти матчи Кубка конфедерации, в 2018 г. – чемпионата мира.
Для «Зенита»
После достройки стадиона он может быть передан для эксплуатации ФК «Зенит», сообщил Морозов. По его словам, рассматриваются несколько вариантов передачи стадиона управляющей компании – долгосрочная аренда, доверительное управление и концессия.
Прежний подрядчик не отработал 3,6 млрд руб. авансов и, чтобы продолжить финансирование строительства, пришлось изменить адресно-инвестиционную программу, сообщил председатель комитета по строительству Сергей Морозов. 17 августа губернатор Петербурга Георгий Полтавченко подписал постановление, которое предусматривает переброс 2,6 млрд руб. со строительства социальных объектов на стадион. Часть средств комитет планирует возвратить за счет гарантии, которую бывшему подрядчику выдал банк ВТБ, говорит Морозов. По словам Морозова, требование на возврат 83 млн руб. по банковской гарантии уже направлено в банк. Представитель ВТБ отказался от комментариев.
Морозов не исключает исков к «Инжтрансстрою» с претензиями к качеству работ и с требованием возвращения авансов. На данный момент компания не исполнила более 100 предписаний комитета, говорит Морозов. «Инжтрансстрой» допустил нарушения при монтаже крыши, что привело к протечкам и затеканиям и порче уже проведенных работ, сказал директор департамента проектирования и строительства стадиона СПб ГКУ «Фонд капитального строительства» Алексей Ватутин. Представитель «Инжтрансстроя» вчера отказался от комментариев.
По словам Александрова, стройку стадиона ведут 1436 рабочих, это количество необходимо увеличить до 3000 человек. На 1 января 2016 г. в «Метрострое», включая филиалы, дочерние и субподрядные организации, числилось 5223 сотрудника, следует из годового отчета. «Метрострой» заключил договоры на выполнение работ на стадионе со своими дочерними компаниями и подразделениями, говорит Александров. Также на объекте продолжают работы 10 субподрядчиков, среди них ООО «СК «Мир», ООО «Леокам», ООО «Армо-групп» и др., сказал Морозов.
Проблемы могут возникнуть при передаче исполнительской документации от субподрядчиков «Трансстроя», полагает президент «Универсального финансового консультанта» Юрий Красковский: «Как правило, субподрядчики отдают документацию при полном расчете, если им не вернут все деньги, они могут оставить документы у себя, а без них невозможен ввод объекта в эксплуатацию». Привлечение дочерних компаний позволяет ускорить процесс принятия решений, а также полностью контролировать финансирование, говорит топ-менеджер компании, которая строит стадионы к ЧМ-2018. После заключения таких крупных контрактов обычно немедленно выделяются деньги на строительство, продолжает собеседник «Ведомостей». Начинать строительство без авансов – нормальная практика для «Метростроя», иногда он начинает работы даже без проектной документации, во многом поэтому администрация и выбрала эту компанию, рассказывает Красковский. С учетом проблем, оставленных «Инжтрансстроем», проект очень сложный и рискованный, крупные банки остерегутся давать гарантии «Метрострою», считает эксперт.