Корпоративный ЕЦБ
ЕЦБ начал программу стимулирования экономики позже, чем центробанки США, Великобритании и Японии, – лишь в 2015 г. – и теперь наверстывает упущенное. В марте он увеличил покупку облигаций с 60 млрд до 80 млрд евро в месяц и сообщил, что с июня будет покупать не только государственные, но и корпоративные бонды.
К 12 августа ЕЦБ купил таких инструментов более чем на 16 млрд евро. В основном это бонды, торговавшиеся на вторичном рынке, но были и новые эмиссии. ЕЦБ не дает прямых указаний компаниям, какие облигации они должны размещать, чтобы он их купил. Но требования к инструментам, которые он может покупать, известны.
Morgan Stanley организовал два размещения бондов путем закрытой подписки, в которых участвовал ЕЦБ, показывает анализ данных Dealogic и центробанков стран еврозоны, который провела WSJ. На прошлой неделе на сайте ЕЦБ появилась информация, что он может выкупать частные размещения бондов.
Тихое размещение
Частные размещения закрыты для рынка и обычно рассчитаны на узкий круг инвесторов. «Обычно не бывает ни проспекта, ни прозрачности, ни пресс-релиза, все делается очень тихо», – говорит Апостолос Гкуцинис из Shearman & Sterling.
Сейчас на балансе Банка Испании часть выпуска бондов на 500 млн евро, размещенного испанской Repsol 1 июля, и часть займа на 200 млн евро испанского производителя электроэнергии Iberdrola, размещенного 10 июня. Оба выпуска были организованы Morgan Stanley, и, как показывает анализ WSJ, это единственный пример частных размещений бондов с начала программы ЕЦБ, которые были выкуплены центробанками стран еврозоны.
Сказать, сколько таких бондов у ЕЦБ, невозможно, поскольку покупающие их национальные центробанки сообщают лишь, какие облигации покупают, но не их количество. Но даже этих скудных данных трейдерам и стратегам достаточно, чтобы понять, что именно покупает ЕЦБ. Это понимание дорого стоит, поскольку доходность корпоративных бондов в евро резко снизилась. По данным Barclays, средняя доходность по таким инструментам с инвестиционным рейтингом – 0,65% годовых по сравнению с 0,99% до начала программы (в июне) и 1,28% до того, как ЕЦБ сообщил в марте о планах начать покупку корпоративных бондов. «Мы все смотрим на эти данные, – говорит начальник отдела долговых инструментов крупного европейского банка, – ЕЦБ единственный новый покупатель, причем крупный».
Банки тоже торопятся участвовать в сделках. Credit Suisse стал больше следить за сделками нацбанков, когда его трейдеры поняли, что у них мало бизнеса с новым крупным игроком на рынке, рассказал WSJ человек, знакомый с этим вопросом.
На рынке сильны ожидания, что ЕЦБ не закончит программу стимулирования экономики в марте 2017 г., как это планировалось изначально. Но суверенных облигаций, которые он может покупать, на рынке остается все меньше. ЕЦБ покупает бонды, приносящие большую доходность, чем его депозиты (минус 0,4% годовых). Большинство немецких суверенных бондов этому критерию уже не соответствуют. Одна из возможностей в такой ситуации – покупать больше корпоративных бондов, в том числе напрямую у компаний.
Это значит, что новые возможности открываются и для инвесторов. По оценке Citigroup, с марта, когда ЕЦБ сообщил о новой программе, бонды, удовлетворяющие его критериям, показывают гораздо лучшие результаты, чем остальные.
Портфельный управляющий Henderson Global Investors Том Росс не жалеет времени на изучение статистики покупок ЕЦБ: «Последствия могут быть разными. Покупка бондов ЕЦБ означает поддержку, которая обеспечит ликвидность во время потрясений на рынке».
Перевела Татьяна Бочкарева