X5 поборется за лидерство

«Магазины у дома» «Пятерочка» внесли основной вклад в рост выручки Х5
«Магазины у дома» «Пятерочка» внесли основной вклад в рост выручки Х5 / Е. Разумный / Ведомости

Чистая прибыль второго по выручке ритейлера – X5 Re­tail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») во II квартале 2016 г. выросла более чем вдвое до 7,95 млрд руб., следует из неаудированной отчетности компании. Это на 17% выше консенсус-прогноза аналитиков, опрошенных Bloomberg. Выручка X5 за этот же период увеличилась на 25,9% год к году до 251,6 млрд руб.

В первом полугодии чистая прибыль X5 увеличилась год к году в 1,6 раза до 13 млрд руб., а выручка – на 26,3% до 483,2 млрд руб.

Ключевые финансовые показатели лидера отрасли – краснодарского «Магнита» росли скромнее: его чистая прибыль во II квартале увеличилась на 13,1% до 17,9 млрд руб. при росте выручки на 12,8% до 266,2 млрд руб., за январь – июнь – соответственно до 26,1 млрд (+3,3%) и 521,5 млрд руб. (+14,7%).

Добиться впечатляющих результатов X5 смогла благодаря реализации ряда проектов, направленных на рост операционной эффективности магазинов, отметил главный исполнительный директор компании Игорь Шехтерман. По его словам, X5 оптимизировала процесс выбора мест для открытия новых магазинов и тем самым смогла поддерживать высокие темпы органического роста, сохраняя необходимую рентабельность. За полгода X5 открыла 916 магазинов (в основном дискаунтеры «Пятерочка»), нарастив торговые площади на 12,4% до 3,7 млн кв. м.

Показатель EBITDA ритейлера в апреле – июне вырос на 39% до 20 млрд руб., ее рентабельность – на 8 процентных пунктов и составила 8%. Этого удалось достичь благодаря сокращению операционных расходов с 17,8% от выручки в I квартале 2016 г. до 16,5% во втором, указывают аналитики UBS и Renaissance Capital. Компания сократила затраты на персонал, коммунальные платежи и услуги третьих лиц, сказано в сообщении X5. По итогам первого полугодия EBITDA ритейлера достигла 36,5 млрд руб. (+32,6%), рентабельность по этому показателю увеличилась до 7,6% с 7,2%.

X5 на пути к тому, чтобы вернуть себе лидерство в российской рознице и обогнать «Магнит», считают аналитики БКС. По их оценкам, это может произойти уже в IV квартале 2016 г. Менеджмент сфокусирован на возвращении компанией лидерства на рынке, но пока не может прогнозировать, когда это произойдет, пояснила бывший финансовый директор X5 Елена Милинова на телеконференции с инвесторами. Дать прогноз по выручке и чистой прибыли на 2016 г. она отказалась.

«Магнит» обогнал X5 и стал лидером по выручке в I квартале 2013 г. При этом акционеры X5 ждут от менеджмента возвращения лидерства на рынке до 2019 г., писала компания в отчете за 2015 г. Если им это удастся, X5 может направить до 12% от EBITDA, полученной в год достижения цели, на вознаграждения руководству.

У X5 есть все шансы сравняться с «Магнитом» и даже обогнать его по выручке до конца 2016 г., считает аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. При этом «Магнит» вряд ли будет вступать в эту гонку, полагает она: сейчас компания нацелена на увеличение рентабельности, а не расширение бизнеса. «Магнит» ужесточил правила открытия новых магазинов и занимается развитием своего производства, расширяет линейку собственной торговой марки, работает над маркетингом, поясняет Колупаева. В июле на телеконференции с аналитиками и инвесторами гендиректор и основной акционер «Магнита» Сергей Галицкий заявил, что компания займется обновлением внешнего вида магазинов формата «у дома», чтобы удержать покупателей. По его прогнозу, «Магнит» в 2016 г. нарастит продажи на 14–16%, т. е. до 1,08–1,1 трлн руб.

«Магазины у дома» «Пятерочка» внесли основной вклад в рост выручки Х5