Крах из-за сговора
В суд Майами подан иск против PricewaterhouseCoopers (PwC) на $5,5 млрд. Истец – поверенный обанкротившейся ипотечной компании Taylor, Bean & Whitaker (TBW) – обвиняет аудиторскую компанию в том, что та не заметила сговора между основателем TBW Ли Фаркасом и менеджментом банка Colonial Bank, приведшего к миллиардным убыткам и краху банка и компании в 2009 г. Это крупнейший иск в истории PwC.
PwC проводила аудит материнской компании банка Colonial BancGroup с 2002 по 2008 г. и давала заключение об отсутствии нарушений.
Как следует из иска, PwC в своем заключении подтвердила наличие несуществующих активов Colonial Bank на сумму более $1 млрд – все они к тому моменту или были уже проданы, или ничего не стоили. Главный представитель истца в суде Стивен Томас называет это дело «особенно вопиющим», ссылаясь на слова бывшего президента PwC Денниса Нелли в одном из интервью о том, что «профессия аудитора всегда подразумевала ответственность за обнаружение мошенничества». «Теперь в суде они говорят жюри прямо противоположное», – возмущен Томас.
PwC на прошлой неделе указала, что никогда не имела никаких отношений с TBW, не была аудитором этой компании и не имела доступа к ее отчетности. В ее заявлении также отмечается, что Deloitte & Touche, проводившая аудит TBW на протяжении семи лет, предшествовавших краху, также не находила нарушений. В 2013 г. Deloitte достигла соглашения с поверенным TBW о внесудебном урегулировании трех исков, его детали не разглашались.
«Как ясно следует из стандартов профессионального аудита, даже должным образом разработанный и проведенный аудит может не выявить мошенничество, особенно если речь идет о тайном сговоре, подделке документов и превышении полномочий, как это было в случае с Colonial Bank», – заявила главный представитель PwC на процессе Бет Тейнис.
Суд начал рассматривать иск 9 августа, ожидается, что процесс продлится около шести недель.
Процесс может нанести ущерб PwC, считает бывший партнер Arthur Andersen Джим Петерсон. По его оценкам, «переломным моментом» может стать сумма ущерба порядка $2 млрд или $3 млрд – партнеры предпочтут раскошелиться, чем рисковать потерять текущие и будущие доходы. «Чтобы работать с глобальными клиентами, нужно быть живучим. Для PwC это дело – дело о самой жизни», – говорит Петерсон.
Перевела Надежда Беличенко