Google оштрафован на $6,7 млн
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) после нескольких месяцев раздумий определила размер штрафа для Google за ограничение конкуренции на рынке приложений. Американская компания должна выплатить в федеральный бюджет 438,1 млн руб. (около $6,76 млн по курсу ЦБ), следует из сообщения ФАС.
Доходы на двоих
В январе старший юрист Google Теро Луко объяснял, что корпорация заключает с вендорами два типа соглашений. Первое – о лицензировании пакета приложений Google, второе – о разделении доходов. GMS может получить любой производитель мобильных устройств, соглашение по нему никак не ограничивает производителя в установке сервисов других компаний, говорил Луко. Договор о разделении доходов подразумевает, что производитель берет на себя дополнительные обязанности по продвижению сервисов Google. Ранее Луко говорил, что «в рамках таких соглашений продвижение мобильных приложений других компаний, не Google, на телефонах производителей ограничено».
ФАС возбудила дело против Google в марте прошлого года по жалобе «Яндекса». Российская компания сообщила, что американский конкурент вынуждает производителей мобильных устройств под управлением Android отказываться от предустановки приложений, соперничающих с продуктами самого Google, в том числе и приложений «Яндекса». Это косвенно подтверждалось тем, что сразу три производителя Android-фонов – Fly, Explay и Prestigio – почти одновременно отказались установить в своих устройствах сервисы «Яндекса». В сентябре служба решила, что Google злоупотреблял доминирующим положением, предписала исправить нарушения, т. е. изменить договоры с производителями мобильных устройств и исключить из них антиконкурентные требования. Также ФАС сообщила, что накажет Google штрафом. Решение о том, каким будет размер штрафа, служба долго откладывала. Сначала это происходило из-за того, что Google оспорил решение ФАС в суде. Затем служба, по словам ее руководителя Игоря Артемьева, пыталась достичь мирового соглашения с американской корпорацией.
По закону о конкуренции штраф за злоупотребление доминирующим положением может составить 1–15% от оборота компании-нарушителя. Артемьев прежде говорил, что размер штрафа для Google может составить 7% от годовой выручки компании за 2014 г. на рынке магазинов приложений в России. Сколько зарабатывает компания на этом рынке, не раскрывается. Сотрудник крупной интернет-компании прежде говорил «Ведомостям», что доходы Google в России от магазина приложений превышают $100 млн в год, «Финам» оценивал их в $65–70 млн. Если размер штрафа рассчитывался исходя из 7%, то выручка Google на рынке приложений в 2014 г. составила $96,6 млн. Представитель ФАС отказался сообщить «Ведомостям», как именно была рассчитана сумма штрафа для Google.
«Мы уверены, что исполнение предписания обеспечит возможность для развития конкуренции на рынке мобильного ПО в России, что благоприятно скажется на наших потребителях», – цитируется в сообщении ФАС заявление начальника управления регулирования связи и информационных технологий ФАС Елены Заевой. Представитель ФАС подтвердил «Ведомостям», что Google пока не исполнил предписание службы. Он напомнил, что Google продолжает оспаривать решение службы в суде. Google изучит решение ФАС России, сообщил представитель компании: «Мы получили уведомление от ФАС о назначении штрафа. Мы внимательно ознакомимся с решением, прежде чем определим дальнейшие действия».
Представитель «Яндекса» не стал комментировать назначенный Google штраф. «После того как ФАС вынесла решение в нашу пользу в споре с компанией Google, мы заключили ряд новых договоров дистрибуции. Это уже сказалось на доле «Яндекса» на платформе Android – в конце июня она стала расти», – сообщил в конце июля инвесторам гендиректор «Яндекса» Александр Шульгин. С кем именно из производителей телефонов компания заключила новые договоры, он не раскрыл. Директор по продажам Fly Раджив Тхакур подтвердил «Ведомостям», что последние 3–4 месяца Google позволяет предустанавливать приложения «Яндекса» на телефоны Fly под управлением Android. «Яндекс» не раскрывает данные по своей доле в поисковых запросах на Android. В целом доля «Яндекса» в поиске в последние месяцы снизилась: по данным Liveinternet, в июне этого года она составила 56,4%, в июне 2015 г. – 56,7%. Весной доля «Яндекса» была выше – 57–57,8%.