Банк Англии ложится на дно
Впервые более чем за семь лет Банк Англии опустил процентную ставку. Она была снижена на 25 б. п. до нового исторического минимума – 0,25%. Так регулятор пытается стимулировать экономику страны после референдума о выходе из ЕС. Фьючерсный рынок оценивал вероятность снижения практически в 100%. 90% опрошенных Bloomberg аналитиков также прогнозировали снижение ставки до 0,25%. В случае необходимости ставка может быть опущена даже до околонулевого значения, заявил управляющий Банка Англии Марк Карни.
Кроме того, совет банка расширил программу скупки правительственных облигаций – на 60 млрд фунтов ($80 млрд) до 435 млрд. Деньги будут потрачены в течение полугода. До сих пор программа была приостановлена, так как средства были окончательно выбраны еще в октябре 2013 г. Также ЦБ сможет выкупить корпоративные облигации на 10 млрд фунтов в течение полутора лет. Правда, за 2016 г. нефинансовые компании выпустили облигации всего на 4 млрд фунтов (против 33 млрд фунтов в 2012 г.), указывает Барнаби Мартин из Bank of America Merrill Lynch. По прогнозам EY, кредитование компаний сократится на 1,8% в 2017 г. и еще на 1% в 2018 г. К 2018 г. оно снизится до 376 млрд фунтов – самого низкого уровня с 2005 г.
Регулятор также согласился предоставить коммерческим банкам льготные кредиты до 100 млрд фунтов. Так он компенсирует им потери от снижения ставки. Например, HSBC оно обойдется в $100 млн чистого процентного дохода в 2016 г. и еще около $200 млн в 2017 г. при сохранении ставки на таком уровне, пишет WSJ. Lloyds потеряет 100 млн фунтов ($131,7 млн) в течение года, сообщал представитель банка на прошлой неделе. Льготных 100 млрд фунтов достаточно, чтобы компенсировать банкам потери от снижения ставки, считают аналитики UBS.
До конца сентября банк будет проводить аукционы по продаже фунта раз в неделю, а не в месяц, если у британских банков возникнут проблемы с наличностью.
А вот «для рынка недвижимости страны решение очень положительное», говорит управляющий директор Thorgills Бен Мэдден. Индекс строительных компаний вырос на 3% после решения о снижении ставки, сообщил Bloomberg: дешевые займы стимулируют спрос.
Аргументов в пользу решительных действий для предотвращения рецессии было много, говорит старший экономист Markit Economics Роб Добсон (цитата по Bloomberg). В июне индекс PMI в сфере услуг сократился с 52,3 до 47,4 пункта, обновив минимум 2009 г., падение деловой активности (значение ниже 50) зафиксировано впервые с 2012 г.
Стоимость и доступность кредита не такая большая проблема, как сокращение спроса, указывает экономист RBS Росс Уокер (цитата по Reuters). В июне розничные продажи сокращались рекордными с января 2012 г. темпами – 0,9%. Снова разочаровали данные по инфляции: хотя в июне в годовом выражении рост розничных цен ускорился на 0,2 п. п. до 0,5%, инфляция далека от целевого показателя в 2%. Банк Англии повысил прогноз по инфляции: он ждет ее ускорения до 2% не во II квартале 2018 г., а уже в конце 2017 г.
Снижение процентной ставки и увеличение программы скупки активов могут компенсировать отрицательное воздействие Brexit примерно на 1,5% ВВП, оценивает Национальный институт экономических и социальных исследований Великобритании. Но дальнейшее понижение ставки может вызвать проблемы в экономике, предупреждает Дэниел Махони из Центра политических исследований (цитата по Reuters): падение фунта резко усилит инфляционное давление и рост цен может превысить целевой показатель. Перед решением Банка Англии фунт ненадолго подешевел к доллару на 0,2%, но затем восстановил позиции до $1,333, после объявления решения он обвалился до $1,317 – минимума за неделю. Пока фунт показывает худшую динамику среди крупнейших мировых валют.
Осторожное снижение ставки на 25 б. п. – идеальная оборонительная стратегия Банка Англии, считает аналитик JPMorgan Дэвис Стаббс (цитата по FT). Банк Англии подтвердил свой прогноз роста ВВП в 2016 г. на 2%. Прогноз на 2017 г. был снижен с 2,3 до 0,8%, а на 2018 г. – с 2,3 до 1,8%. По мнению аналитиков Credit Suisse, во втором полугодии экономику ждет спад на 1%, так как компании будут откладывать инвестиции, а потребители – расходы из-за неопределенности, падения курса фунта и роста цен на импорт.