С Волги на Днепр

Михаил Бабич известен жесткими методами работы
Михаил Бабич известен жесткими методами работы / Михаил Климентьев / Пресс-служба президента РФ / ТАСС

На пост нового посла России на Украине вместо уволенного 28 июля Михаила Зурабова рекомендован полпред президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич. Вопрос о его назначении в пятницу рассмотрели комитеты по международным делам Совета Федерации и Госдумы в присутствии самого Бабича, а также замминистра иностранных дел Григория Карасина (курирует Украину). Делать какие-либо заявления парламентарии отказались, ссылаясь на секретность (заседания комитетов прошли в закрытом режиме). Но несколько депутатов признались «Ведомостям», что появление кандидатуры Бабича стало для них полной неожиданностью: для рассмотрения этого вопроса их экстренно вызвали в Москву из регионов 28 июля. Сам Бабич уклонился от ответов на вопросы, сказав журналистам: «Скоро все узнаете».

Как и отработавший в Киеве почти семь лет экс-министр здравоохранения Зурабов, Бабич не профессиональный дипломат: он кадровый военный, в начале нулевых работал в руководстве ряда регионов, восемь лет был депутатом Госдумы, а в 2011 г. назначен полпредом. Днем в пятницу пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая на вопрос журналистов о Бабиче, сообщил, что «необходимые дипломатические процедуры, в том числе и получение агремана, сейчас находятся в процессе», добавив, что не обладает информацией о том, получено ли одобрение этой кандидатуры с украинской стороны. Ранее Песков говорил, что Зурабов несколько раз просил об отставке и в итоге эта просьба была удовлетворена. При этом пресс-секретарь подчеркнул, что Зурабову выпала «нелегкая миссия» в период обострения отношений России и Украины, но его работу «высоко оценивают в Кремле, в том числе и президент».

Депутаты Госдумы предыдущего созыва рассказали «Ведомостям», что кандидатура Зурабова в 2009 г. вызвала шквал критики, но Кремль объяснял это тем, что «его назначили в пику тогдашнему президенту Украины Виктору Ющенко», учитывая его прохладные отношения с Москвой. Чиновник правительства России критически оценивает работу Зурабова, полагая, что ему не удалось выстроить необходимый уровень отношений со сменившим Ющенко Виктором Януковичем. Но среди его плюсов – особые отношения с Петром Порошенко, сложившиеся еще до избрания того президентом.

Пока не время

Депутат украинской Рады от Блока Петра Порошенко Владимир Арьев заявил 29 июля, что Киеву не нужно разрешать приезд нового посла России до тех пор, пока отношения между странами остаются на нынешнем уровне, сообщает «Интерфакс».

У Бабича в отличие от Зурабова ровные отношения и с силовиками, и с куратором украинского урегулирования, помощником президента Владиславом Сурковым, и с куратором внутренней политики, первым замглавы администрации президента Вячеславом Володиным, говорит человек, близкий к Кремлю. Но у Бабича «очень жесткие методы работы», отличающиеся от традиционных для МИДа, добавляет собеседник, и «как он будет с такими методами работать в сложной украинской ситуации, непонятно».

Канал возможностей, которым обладал Зурабов с учетом особых отношений с Порошенко, сыграл свою роль в 2014–2015 гг., когда шли открытые военные столкновения в Донбассе, и в период подготовки «Минска-1», говорит эксперт Российского совета по международным делам Александр Гущин. Но сейчас позиции России и Украины четко прояснились, есть коммуникация и на уровне президента, и на уровне Суркова, и на других уровнях, поэтому необходимость в этом канале отпала. К тому же Зурабова постепенно оттеснили от участия в трехсторонней контактной группе в Минске, где его заменил сначала посол по особым поручениям Азамат Кульмухаметов, а затем Борис Грызлов, напоминает эксперт: «Он был просто каналом связи, но посол должен быть больше, чем просто технической фигурой, тем более в такой стране, как Украина. Но это вина не только Зурабова, система в сфере политики мягкой силы не очень работала». С приходом жесткого Бабича некоторое ужесточение диалога произойдет, но кардинально ситуацию не изменит, поскольку посол не является фигурой, определяющей политику, резюмирует Гущин.