Союз интернет-ветеранов
Крупнейшая в США телекоммуникационная компания Verizon Communications договорилась о покупке всего операционного бизнеса Yahoo за $4,83 млрд, сообщили компании. Капитализация Yahoo на NASDAQ составляет сейчас более $37 млрд, т. е. сумма сделки в 7,6 раза меньше оценки бизнеса компании инвесторами. В истории Yahoo были и более выгодные предложения: например, в 2008 г. Microsoft был готов купить компанию за $47,5 млрд, а консорциум инвесторов во главе с фондом Silver Lake в 2011 г. предлагал за Yahoo больше $20 млрд. Когда-то Yahoo была крупнейшей интернет-компанией мира, пионером Кремниевой долины, ее рыночная капитализация на пике доткомов в начале 2000-х гг. достигала $125 млрд.
Verizon получит не все активы Yahoo. В сделку войдет весь основной бизнес Yahoo и некоторые принадлежащие компании объекты недвижимости. Оператор не получит средства, аккумулированные на ее счетах, принадлежащие Yahoo акции китайской Alibaba Group, японской Yahoo Japan и пакет патентов. Доли Yahoo в китайском и японском бизнесе оцениваются в $36 млрд. Для продажи патентов будет организован отдельный аукцион: их стоимость оценивается более чем в $1 млрд.
После продажи интернет-активов Yahoo поменяет название и трансформируется в инвестиционную компанию, торгуемую на бирже.
Verizon с помощью этой сделки расширит портфель активов в области медиа и рекламы – сферы, которую телекоммуникационная компания пытается активно освоить. Ожидается, что сделка (если она будет одобрена акционерами Yahoo) завершится в начале 2017 г.
Компании в совместном релизе не сообщают, какова будет судьба Мариссы Майер – нынешнего гендиректора Yahoo. Но скорее всего она не займет какую-либо существенную позицию в компании, которая перейдет под управление Verizon, говорят два человека, знакомых с планами нового акционера. Если Майер будет уволена в результате продажи компании, то она получит $50 млн компенсации, при том что на посту гендиректора Yahoo она зарабатывала $100 млн, если учитывать зарплату и вознаграждение в акциях компании.
О том, что Verizon – один из основных претендентов на покупку Yahoo, стало известно сразу после того, как в апреле этого года компания объявила о начале аукциона по продаже своего бизнеса. Verizon, капитализация которой составляет $228 млрд, планирует встроить Yahoo в цифровой медийный бизнес, частью которого является другой ветеран американской онлайн-индустрии – AOL. Оператор приобрел AOL в прошлом году за $4,4 млрд.
Далеко до конкурентов
По данным eMarketer, в 2015 г. доля Yahoo на мировом рынке интернет-рекламы составила 2,1%, в этом году она упадет до 1,5%. Доля Google – 33,3 и 30,9% соответственно, Facebook – 10,7 и 12%. Всего в прошлом году рекламодатели всего мира потратили на продвижение в сети $159,3 млрд, в этом году бюджеты вырастут до $186,8 млрд.
Конкурентами Verizon в битве за Yahoo были в основном фонды прямых инвестиций, в частности Bain Capital, Vista Equity Partners, TPG и Advent International, а также группа инвесторов во главе с основателем Quicken Loans Дэном Гилбертом. Телекоммуникационная компания AT&T тоже присоединилась к торгам, но на позднем этапе, поэтому не считалась серьезным конкурентом Verizon, говорят источники WSJ.
В июне этого года Verizon предложила за бизнес Yahoo $3 млрд, но предложение не включало недвижимость интернет-компании.
Verizon активно строит медийный бизнес и хочет монетизировать его при помощи рекламы. В портфолио Verizon уже входят издания Huffington Post и TechCrunch, которые оператор получил в прошлом году вместе с приобретением AOL. Также у Verizon есть мобильное видеоприложение go90. Покупка Yahoo принесет миллионы новых пользователей с таких проектов, как Yahoo Finance, Yahoo Sports и Yahoo News. За счет них, а также пользователей AOL телекоммуникационная компания рассчитывает стать крупным игроком на рынке онлайн-рекламы, прочно занятом Facebook и Google. Правда, даже если объединить Yahoo и AOL, они все равно не смогут обойти ближайших конкурентов на мировом рынке (см. врез).
По данным eMarketer, Google и Facebook в этом году заработают больше половины всех рекламных денег на интернет-рынке США. Доля Yahoo при этом составит лишь 3,4%. Доля Verizon, включая AOL, едва ли превысит 1,8%. Рекламная выручка Yahoo в 2014 г. составила $2,5 млрд, в этом году она будет на 8,7% меньше – $2,32 млрд.
На прошлой неделе Yahoo сообщила о сокращении выручки на 19% (без учета комиссии партнерам) во II квартале этого года. С момента прихода в Yahoo Мариссы Майер это уже шестое объявление о падении доходов. Все это время Майер была сосредоточена на сокращении расходов компании: только в этом году Yahoo планирует сократить штат на 15% до 8800 сотрудников. «Сокращение затрат было очень значительным, мы опасаемся, что в будущем это приведет к снижению темпов роста выручки», – пишет аналитик Bernstein Research Карлос Кирхнер. Аналитики разошлись в оценке основного бизнеса Yahoo – от $7 млрд от Credit Suisse до $3,4 млрд от Bernstein Research.
Перевела Анастасия Голицына