Грузовики съехались в картель
Пять крупнейших производителей грузовиков – Iveco, DAF, Volvo/Renault, Daimler и MAN – договорились фиксировать цены на свои автомобили и совместно препятствовать внедрению технологий по сокращению вредных выбросов, заявила еврокомиссар по конкуренции Маргрет Вестагер. В результате Еврокомиссия (ЕК) во вторник по результатам пятилетнего расследования объявила о наложении на первые четыре компании штрафа в размере 2,93 млрд евро. Это вдвое больше предыдущего рекордного штрафа: в 2012 г. производители электронно-лучевых трубок для телевизоров и компьютерных мониторов выплатили 1,47 млрд евро.
У автопроизводителей есть три месяца на выплату средств. Они ранее сообщали, что зарезервировали на эти цели в общей сложности 2,85 млрд евро. Штрафы Volvo, Iveco и Daimler были сокращены, поскольку они сотрудничали с регулятором. MAN, принадлежащая концерну Volkswagen (VW), освобождена от штрафа в размере 1,2 млрд евро за то, что проинформировала антимонопольные органы о нарушениях. «Изобличение картеля – шаг, который окупается», – заявила Вестагер.
Ее ведомство вело расследование в отношении шести производителей. Последний из них, Scania (также входит в VW), решил не заключать мировое соглашение с регулятором, и расследование в отношении него продолжается. Еврокомиссия имеет право налагать штраф в размере до 10% от глобального оборота компании; в случае с шестью производителями грузовиков максимальное наказание могло составить 10,7 млрд евро.
Вестагер назвала неприемлемым тот факт, что «MAN, Volvo/Renault, Daimler, Iveco и DAF, которые производят 9 из 10 средних и тяжелых грузовиков в Европе, были частью картеля, вместо того чтобы конкурировать друг с другом». По информации ЕК, картель был сформирован в 1997 г., когда «топ-менеджеры» компаний встретились в «уютном отеле» в Брюсселе, чтобы договориться о совместных действиях. Свои действия они согласовывали до 2011 г., когда регулятор начал расследование.
Автопроизводители координировали деятельность в трех областях. Во-первых, согласовывали оптовые расценки на грузовики, устанавливающиеся при отпуске с завода и служащие ориентиром для переговоров о закупках с транспортными компаниями. Во-вторых – время внедрения новых технологий для сокращения выбросов, что задерживало ввод технологий в эксплуатацию. В третьих – договаривались перекладывать расходы на них на потребителей, фиксируя надбавку к цене. Автопроизводители признали вину, поэтому транспортные компании, переплачивавшие за грузовики, могут предъявить им иски.