Пользователи стали зрителями
В первой половине 2016 г. количество абонентов интернет-телевидения (IPTV) МГТС выросло по сравнению с предыдущим полугодием на 17% до 410 000 подписчиков, «Ростелекома» – на 11% до 78 000 абонентов. Об этом рассказала аналитик «ТМТ консалтинга» Елена Крылова. И если у МГТС число подписчиков на IPTV увеличивается такими же темпами, как и год назад, то у «Ростелекома» темпы роста резко упали. Так, в первой и второй половине 2015 г. количество подписчиков МГТС выросло на 17 и 25% соответственно, тогда как количество московских пользователей IPTV «Ростелекома» – на 94 и 100%, уточнила Крылова. МГТС остается и самым быстрорастущим оператором в целом по рынку платного ТВ в столице, добавила она.
Представители «Ростелекома» и МТС, владеющей МГТС, подсчеты «ТМТ консалтинга» не комментируют.
«Ростелеком» – крупнейший игрок столичного рынка платного ТВ, к нему подключено около половины абонентов, у МГТС – лишь 7% абонентов (данные «TMT консалтинга» за II квартал этого года). Но доля МГТС растет (годом ранее чуть менее 5%) – и как раз за счет интернет-телевидения. Этот оператор в отличие от того же «Ростелекома» не подключает жителей столицы к ТВ через обычные кабельные сети, а только через интернет. Сам «Ростелеком» вышел на рынок IPTV в Москве полтора года назад.
Сейчас IPTV – наиболее доходный сегмент рынка платного телевидения в Москве: ежемесячный счет его абонента (ARPU) составляет 229 руб., тогда как в среднем по московскому рынку платного ТВ – 186 руб., указывает аналитик TMT.
За счет дополнительных платных услуг средний счет за интернет-телевидение обычно выше, чем за традиционное ТВ, соглашается представитель «Ростелекома» Валерий Костарев. В I квартале 2016 г. у «Ростелекома» ARPU абонентов платного ТВ по России составил 201 руб., а по IPTV – 274 руб., отмечает он. Абоненты IPTV дополнительно оплачивают фильмы или сериалы по запросу, возможность поставить передачу на паузу и т. д.
Во II квартале этого года по сравнению с тем же периодом 2015 г. общее число абонентов IPTV в Москве выросло на 31% почти до 800 000. Теперь интернет-ТВ охвачено около 17% домохозяйств в столице. Для сравнения: общая база платного ТВ за тот же период выросла на 4% до 5,88 млн.
Директор по маркетингу МГТС Дмитрий Кулаковский объясняет рост спроса на телевидение МГТС расширением зоны охвата и абонентской базы новой оптико-волоконной сети GPON МГТС, а также успешным продвижением на них мультисервисных пакетов, включающих доступ в интернет, платное ТВ и телефонию. По данным МГТС, к началу 2016 г. ее сеть GPON охватывала 3,9 млн московских квартир. Из них хотя бы одной услугой на базе оптической сети пользуется примерно 1,45 млн домохозяйств, рассказывала в мае 2016 г. представитель оператора Татьяна Мартьянова.
Аномально высокие темпы роста базы подписчиков IPTV «Ростелекома» снизились, потому что он вывел эту услугу на московский рынок относительно недавно и подключил к ней большинство своих пользователей широкополосного доступа, которые хотели воспользоваться сервисом, но не могли раньше, считает гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. Кроме того, общий рост спроса на IPTV сдерживает сейчас то, что операторы стали реже выдавать бесплатные телеприставки в ходе маркетинговых акций и при подключении к высокоскоростным комбинированным тарифам, полагает он.