Покупатели сделали «Магниту» скидку
Крупнейший в России продовольственный ритейлер – краснодарский «Магнит» отчитался о полугодовых результатах продаж: выручка сети выросла с начала 2016 г. на 14,49% год к году – до 519,46 млрд руб.
В июне продажи «Магнита» немного ускорились после замедления до 9,6% в мае. За июнь его выручка увеличилась на 13,5% год к году до 89,12 млрд руб. Продажи основного подразделения «Магнита» – одноименных «магазинов у дома» – выросли на 13,3% до 66,4 млрд руб. К началу июля 2016 г. сеть «Магнита» выросла до 12 888 магазинов.
За первое полугодие 2016 г. сопоставимая выручка компании почти не изменилась по сравнению с январем – июнем 2015 г. (-0,52%). При этом во II квартале 2016 г. оборот сопоставимых магазинов «Магнита» даже сократился на 1,41% (данные по магазинам, открытым до 1 июня 2015 г.). Сказалось сокращение среднего чека в магазинах у дома на 1% при росте покупательского потока на 2%, провал в трафике гипермаркетов на 10%, компактных гипермаркетов – на 6,6%, а также в магазинах косметики – на 5,33%.
Средний чек упал в магазинах всех форматов «Магнита», кроме дрогери (+10,7%). В результате в среднем по компании сумма разовой покупки в сопоставимых магазинах упала на 1,95%. В I квартале 2016 г. средний чек сократился на 1%.
До 2010 г. «Магнит» не раскрывал поквартальную динамику сопоставимых продаж – только I квартал, полугодие, девять месяцев и весь год суммарно. Динамика среднего чека за эти периоды не была отрицательной никогда за всю историю отчетности ритейлера (подробнее см. график).
Основное давление на продажи «Магнита» оказывает «ухудшение экономического положения населения в небольших городах», отмечали на прошлой неделе аналитики «Сбербанк CIB»: «Потребители переходят на более дешевые товары, увеличивают домашние заготовки и переключаются на открытые рынки».
При этом, по данным компании GfK, индекс потребительских настроений в России во II квартале 2016 г. вырос на 11 пунктов по сравнению с I кварталом, хотя до сих пор с 2014 г. он только падал. Россияне стали лучше чувствовать себя как в городской, так и в сельской местности, отметили эксперты. В Москве индекс достиг практически докризисного уровня. Началось восстановление доходов, объясняли эксперты: во II квартале 2016 г. среднедушевой доход вырос на 2% по сравнению с 2015 г. Кроме того, экономическая ситуация больше не шокирует потребителей.
Скорых улучшений в экономике ждать не приходится, отмечали аналитики «Сбербанк CIB», но основные негативные факторы для «Магнита» действительно ослабевают. Дополнительную поддержку, по их мнению, окажет ряд инициатив, предпринятых компанией. Ранее топ-менеджмент «Магнита» обещал раскрыть планы по маркетингу, производству продукции под собственными брендами, обновлению магазинов в конце июля, после публикации результатов полугодия по МСФО. В итоге к декабрю рост выручки «Магнита» может ускориться до 16%, считают аналитики «Сбербанк CIB».
С другой стороны, есть риски, что на результаты «Магнита» в июле – сентябре 2016 г. может негативно повлиять урожай, который ожидается хорошим в этом году, отмечает Елена Журонова из JPMorgan.
Топ-менеджмент «Магнита» ориентировал инвесторов на рост выручки компании за весь 2016 год примерно на 17–18%. Однако, учитывая слабые результаты первого полугодия, это значит, что для выполнения прогноза «Магниту» надо ускорить рост выручки до 20–21% во втором, подсчитала аналитик «ВТБ капитала» Мария Колбина. «Это едва ли возможно, несмотря на низкую базу сравнения конца 2015 г.», – отмечает она. С ней согласна Ульяна Ленвальская из UBS: во втором полугодии инфляция в продовольствии скорее всего будет замедляться, «годовой прогноз по росту продаж будет выполнить сложнее».
Основной конкурент «Магнита» – X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») опубликует результаты продаж за полгода 19 июля. В I квартале X5 обгоняла «Магнит» по темпу роста продаж: ее выручка росла на 26,7% против 16,6% у краснодарского ритейлера.