Миллиарды переправились на миллионы
Стоимость госконтракта на строительство Керченского моста составляет 223,14 млрд руб., говорится в дополнительном соглашении к нему, опубликованном в пятницу. Эта сумма включает все затраты исполнителя – «Стройгазмонтажа» (принадлежит Аркадию Ротенбергу) – на проекты, строительство основных и вспомогательных объектов, подготовку территории (см. график).
Сумма получилась из сметной стоимости строительства, установленной в феврале Главгосэкспертизой (211,8 млрд руб. в ценах IV квартала 2015 г.) и скорректированной на прогнозные индексы-дефляторы, говорилось в сообщении заказчика строительства – ФКУ «Упрдор «Тамань» (организация Росавтодора). Часть этих денег возвратная – 2,3 млрд руб. (сваи можно продать на металл, разобрать временные дома и использовать на других объектах). На непредвиденные расходы в контракте выделено 2,1% (4,7 млрд руб.).
Вдобавок к этой сумме сам заказчик должен будет потратить 4,8 млрд руб. на контроль, надзор, выкуп земельных участков (отдельные госконтракты). Всего строительство моста обойдется в 227,9 млрд руб., т. е. примерно на 400 млн руб. меньше, чем стоимость, которую в 2015 г. установило правительство.
Мост задержится
Правительство перенесло срок ввода во временную эксплуатацию железнодорожной части Керченского моста с 18 декабря 2018 г. на 1 декабря 2019 г. Первоначальный срок проекта был предварительным, объяснял представитель Росавтодора, он уточнен в ходе государственной экспертизы.
Первоначальная предварительная оценка была определена в 2014 г. (247 млрд руб.), когда рассматривалось множество вариантов конструкции, напоминает представитель «Тамани». Цену определяли по аналогии с другими инфраструктурными проектами: мост на о. Русский, низководный мост Де-Фриз – Седанка, железнодорожный совмещенный мост через Амур в Хабаровске, комплекс защитных гидротехнических сооружений в Петербурге, рассказывает представитель заказчика.
Затем удалось снизить предельную стоимость моста на 19 млрд руб.: сэкономили на проектных решениях (приближены к типовым), оборудовании (тоже типовое, со стандартной компоновкой), транспортных расходах (отдается предпочтение заводам-производителям и карьерам, приближенным к стройке), объясняет представитель «Тамани».
Уточняются и расходы по годам: меньше в 2015–2017 гг. и больше в 2018 г. (также см. график). Перераспределение обусловлено планами строителей и максимально близко к лимитам, утвержденным в федеральной целевой программе развития Крыма до 2020 г., отмечает представитель «Тамани». Росавтодор может предлагать правительству менять планы на каждый следующий год, но в пределах общей стоимости проекта, продолжает он.
Предельная стоимость проекта рассчитывалась в том числе на основе сравнения с аналогичными объектами, она может отличаться от окончательных затрат в пределах 10–20%, поэтому снижение стоимости моста на 0,1% больше похоже на расчетную погрешность, отмечает руководитель проектов практики «Инфраструктура» «НЭО центра» Евгений Мазур. Сниженная стоимость может оказаться не окончательной, активная фаза строительства только началась, впереди еще два года – за это время могут возникнуть непредвиденные обстоятельства и расходы, объясняет Мазур.