Решения съезда «Справедливой России» понравились не всем делегатам
Эсеры пока «скучнее единороссов и коммунистов», считает экспертВ понедельник «Справедливая Россия» провела предвыборный съезд, на котором утвердила кандидатов в Госдуму и представила свою программу, рассказав про «25 справедливых законов». Лидер партии Сергей Миронов объяснил, что эсеры разделили программу на три тематических блока: «социальная справедливость», «справедливая экономика» и «справедливая власть». В первом – законопроекты о доведении пенсии до 60% от зарплаты, о социальных гарантиях работникам бюджетной сферы, о поддержке граждан, пострадавших в Великой Отечественной войне. В экономике эсеры предлагают освободить граждан от земельного налога на 8 соток, ввести прогрессивную шкалу налогообложения и госмонополию на производство спирта. В разделе о власти – инициативы об отмене льгот для депутатов Госдумы, о борьбе с коррупцией и о создании муниципальной милиции.
Эсеры выдвинут кандидатов по всем 225 одномандатным округам, а всего в Госдуму от партии будут баллотироваться 338 человек. Из действующих депутатов не выдвигаются не более 10 человек, сообщил зампред партии Михаил Емельянов (см. врез). Однако реально на мандаты могут претендовать только первые номера в региональных списках (в федеральной части будет один Миронов), поэтому, например, занявшие вторые места депутаты Андрей Туманов и Ольга Красильникова шансов, скорее всего, не имеют. В нескольких округах единороссы согласились не выставлять конкурентов эсерам – это, в частности, председатели думских комитетов Галина Хованская (по ЖКХ), Леонид Левин (по информполитике), Анатолий Аксаков (по экономполитике), депутаты Елена Драпеко и Михаил Емельянов. Среди новых «приобретений» эсеров – журналисты Анатолий Вассерман и Роман Бабаян, футбольный тренер Валерий Газзаев, экономист Михаил Делягин и летчик Владимир Шарпатов, а также действующие депутаты из других фракций: единоросс Александр Ремезков (зампред комитета по гражданскому законодательству вошел в тройку самых богатых парламентариев, заработав в 2015 г. 158,4 млн руб.), председатель комитета по промышленности Сергей Собко (КПРФ) и Игорь Ананских (ЛДПР).
Кто ушел
Среди выдвинутых на новый срок депутатов нет, в частности, Сергея Петрова и Дмитрия Гудкова, которые часто голосовали по резонансным законопроектам вразрез с мнением фракции.
Многие решения выглядели странно и о них стало известно в день съезда, жалуется один из депутатов: «В партию добавили новых лиц, но уважение вызывают только Газзаев и Делягин, все остальные у большинства вызывают недоумение». Зачем они пришли и что добавят партии – непонятно, признается эсер. Партийная программа очень смазанная – вроде есть тезисы, но смешно критиковать правительство без последствий, да и запал у Миронова после межфракционных соглашений упал, признается собеседник, близкий к руководству партии. «В партии сформировалось молодежное крыло, которое готово перехватить падающее из рук Миронова знамя. Многим надоело постоянно переобуваться в угоду политическому моменту, у всех есть свои убеждения», – добавляет человек, близкий к руководству фракции. По его мнению, при нынешнем руководстве партия теряет своего избирателя – невозможно поддерживать Путина и критиковать его правительство.
Вассерман и Газзаев – это попытка залезть в неполитическую нишу, поскольку экспансия в политическую затруднена: потребовалась бы радикализации риторики, объясняет политолог Михаил Виноградов: «Пока ЛДПР заметнее, а эсеры не удивляют. Хотя ФОМ в последний раз им дал даже 6%. Проблема эсеров в том, что они пока неинтересны, скучнее даже единороссов и коммунистов».