Прощальный антитеррор
В пятницу, в последний день работы Госдумы шестого созыва, депутаты приняли сразу во втором и третьем чтениях антитеррористический пакет законопроектов, внесенный единороссами, председателями комитетов по безопасности Госдумы и Совета Федерации Ириной Яровой и Виктором Озеровым. Пакет предполагает внесение в десяток законов поправок, направленных на ужесточение ответственности за преступления экстремистского и террористического характера (см. врез). Самыми громкими новациями первого чтения стали требования к операторам связи о хранении данных (см. стр. 16), а также предложения лишать российского гражданства осужденных террористов с иным гражданством и запрещать выезд из России людям, получившим официальное предостережение о недопустимости действий, «создающих условия для терроризма». Против поправок выступили юристы и правозащитники, замечания высказали правовое управление Госдумы и Верховный суд.
Все ужесточить
В УК введены новые составы преступлений (в том числе «несообщение о преступлении террористической направленности»), ужесточена ответственность за ряд преступлений – к примеру, максимальный срок за финансирование терроризма увеличен с 10 до 15 лет.
Первоначально принять закон в целом планировалось 22 июня, но его перенесли на пятницу для доработки. В итоге поправки писались до утра пятницы, а депутатам их раздали прямо перед заседанием. При этом депутаты жаловались на то, что к работе не подключают профильные комитеты. Так, в конституционном комитете, занимающемся вопросами гражданства, поправки увидели только после утверждения их у Яровой. «О том, что это не соответствует Конституции, никто в комитете по безопасности почему-то не подумал», – возмущается сотрудник аппарата. Ко второму чтению в проекте появилась статья о миссионерской деятельности, о которой тоже ничего не знали в профильном комитете, говорит его председатель Ярослав Нилов. «Свои отзывы на этот проект направляли многие ведомства, но они были неофициальными: такая форма позволяла избежать конфликта и заранее снимала с них ответственность – формально они предупреждали депутатов», – говорит один из депутатов. По его словам, работа над поправками велась узким кругом: не приглашали почти никого, так как знали, что их не получится переубедить, слишком многие были возмущены проектом. Большинство предложений исходило от силовых структур, а сам проект писался при участии Совета безопасности, объясняет собеседник, близкий к руководству Госдумы. А поскольку нововведений оказалось слишком много, не на все из них сразу обратили внимание, добавляет он.
В итоге из окончательного варианта исчезли положения о запрете на выезд и лишении гражданства, а статья о миссионерской деятельности была смягчена. Тем не менее КПРФ и ЛДПР сочли проект антиконституционным и проголосовали против.
Послабления по миссионерам непринципиальны, считает директор центра «Сова» Александр Верховский. Отмена запрета на выезд и лишения гражданства – хорошо, но осталось ужесточение сроков по экстремистским преступлениям и «чистое зло» – статья о недонесении, объясняет он: «Непонятно, чего хотят от граждан. Как он может достоверно знать, если на его глазах готовят бомбу, что это – теракт или самоподрыв? То же самое в случае с пропагандой терроризма и госпереворота – здесь масса вариантов для спекуляций». Часть норм смягчили, потому что было больше шума, чем обычно, но какие-то вещи наверняка закладывались с запасом, чтобы их потом уступить, полагает Верховский.