Сетям останется 5%
Поправки в закон о торговле, урезающие выплаты поставщиков розничным сетям, Госдума сможет принять во втором и третьем чтениях уже в пятницу, 24 июня. Профильный комитет Госдумы по экономической политике рекомендовал их принять во втором чтении, сообщил «Ведомостям» человек, знающий об итогах заседания комитета от его участников, и подтвердил председатель комитета Анатолий Аксаков. Окончательно поправки в закон о торговле, как ожидается, будут приняты в пятницу на пленарном заседании, уточнил Аксаков.
Поправки в закон о торговле разработаны группой сенаторов и депутатов во главе с Ириной Яровой. Документ прошел первое чтение в мае 2015 г. После этого дискуссия по ним затянулась, пока в апреле 2016 г. вопрос не был поднят на прямой линии с президентом России Владимиром Путиным. После этого в перечне поручений на сайте Кремля появилась информация о том, что новая версия закона о торговле должна быть принята в весеннюю сессию Госдумы.
Как следовало из пояснительной записки к проекту поправок, законодатели считают, что поддержат отечественного товаропроизводителя. Так, если закон будет принят, сети резко сократят платежи от поставщиков – сейчас вознаграждение сетям от поставщиков составляет 10%, а согласно поправкам ретробонусы не должны будут превышать 5%. По словам Аксакова, поправки, одобренные комитетом ко второму чтению, исключают из этих 5% логистические услуги.
Маржа под нож
Сильные рыночные позиции некоторых поставщиков вместе с ограниченной возможностью компенсировать выпавшие бонусы ценой на полке могут сократить рентабельность торговых сетей, несмотря на замедление продовольственной инфляции в стране, предупреждали ранее аналитики Goldman Sachs. Доля рынка пяти крупнейших производителей молочной продукции – 34%, мясной – 35%, детского питания – 57%, приводили они данные.
Исключение из расчета вознаграждения сетям логистических услуг «неминуемо приведет к созданию большого количества фиктивных договоров на оказание логистических услуг» с «несоразмерной платой», говорил ранее «Ведомостям» президент «Опоры России» Александр Калинин. За такое исключение выступал сам ритейл, в противном случае обещавший сложности с доставкой продуктов в удаленные районы.
Впрочем, против отдельных предложений депутатов высказывались как сети, так и представители отраслевых союзов поставщиков и малого бизнеса. Например, «Опора России» обращалась к Аксакову несколько раз: объединение малого и среднего бизнеса опасалось, что они могут только пострадать, если услуги по логистике исключить из расчета вознаграждения и дать возможность разрывать контракты в одностороннем порядке. В одобренных комитетом ко второму и третьему чтениям поправках такого механизма не предусмотрено, заверил «Ведомости» Аксаков.
После майской встречи президента Путина с членами бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) повлиять на изменения закона о торговле пытался и гендиректор крупнейшего ритейлера в России «Магнит» Сергей Галицкий (возглавляет комиссию РСПП по торговле). В письме к президенту РСПП Александру Шохину Галицкий сформулировал проект предложений союза по поправкам в закон о торговле (копия документа есть у «Ведомостей»). Как компромиссный вариант Галицкий предлагал вообще отказаться от бонусов по скоропортящимся товарам (сроком годности до пяти дней), а по остальным – немного снизить, до 8%.
Эти предложения были разосланы участникам комиссий по торговле и агросектору РСПП, подтвердили «Ведомостям» несколько адресатов этого обращения.
Член комиссии по агропромышленному комплексу РСПП, руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин говорит, что некоторые члены комиссии – например, Национальный союз свиноводов (НСС), Росптицесоюз, Рыбный союз, Национальный союз производителей плодов и овощей – уже предоставили ему отрицательные отзывы на предложения Галицкого. Президент НСС Юрий Ковалев и гендиректор Росптицесоюза Галина Бобылева это подтвердили.
Основная причина – скоропортящихся товаров, которые хранятся меньше пяти суток, по факту в магазинах почти нет, за исключением некоторых сортов хлеба, неупакованных мясных субпродуктов и проч. «Даже у устриц срок реализации больше», – смеется Юшин. По его словам, упакованное охлажденное мясо птицы, свинина, говядина имеют срок хранения, как правило, от 5–7 до 20 дней, похожая ситуация по молочным продуктам. «Поэтому то, что предлагает Галицкий, кажется попыткой замаскировать реальные цели сетей – желание оставить по факту закон в том виде, в котором он сейчас существует», – замечает Юшин. Кроме того, он обращает внимание: некоторые сети, например X5, уже не раз заявляли о планах добровольно отказаться от объемных бонусов по свежим и скоропортящимся товарам.
Предложения профильного комитета РСПП по обнулению ретробонусов только для скоропортящейся продукции безусловно позитивно, считает директор по развитию ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. Хотя оно вряд ли способно сильно повлиять на рынок, оговаривается он: сегодня для таких товаров ретробонусы и так минимальны, потому что эта продукция якорная для торговых сетей.
Производители предпочитают, чтобы сети в принципе отказались от ретробонусов и перешли на фронт-маржу, замечает Юшин: «Мы за прозрачное формирование цены».
Опрошенные «Ведомостями» крупнейшие ритейлеры от комментариев отказались; так же поступил и председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Илья Ломакин-Румянцев. Галицкий был недоступен для прессы, его представитель не ответил на вопросы.
в подготовке статьи участвовали Екатерина Бурлакова, Ирина Скрынник, Ольга Чуракова