ФАС разгрузит порты
ФАС может вернуть регулирование тарифов на услуги стивидорных компаний, чтобы оптимизировать транспортную составляющую в конечной цене продукции, рассказал советник руководителя службы Павел Шпилевой. «Возможно, речь пойдет не о полном регулировании, а только об обязательстве стивидора согласовывать тариф с ФАС», – отметил он.
После того как в 2013–2014 гг. Федеральная служба по тарифам (расформирована в 2015 г., функции переданы ФАС) дерегулировала тарифы в портах, стоимость услуг на перевалку и хранение грузов выросла в среднем в 2,5 раза, а по отдельным позициям – в 10 раз, подсчитали в ФАС. Служба возбудила дела в отношении Приморского торгового порта и Новороссийского морского торгового порта (входят в группу НМТП, подконтрольную «Сумме» и «Транснефти»), контейнерного терминала Санкт-Петербург, Туапсинского морского торгового порта (входят в UCL Ports Владимира Лисина), Первого контейнерного терминала, Восточной стивидорной компании, «Петролеспорта» (входят в Global Ports), «Агросферы» и Мурманского морского торгового порта (принадлежат «Еврохиму»). Ведомство подозревает, что стивидоры установили высокие цены на перевалку и хранение контейнеров, зерна, нефти и удобрений. Компаниям грозит штраф от 1 до 15% выручки от услуг.
С момента прекращения ценового регулирования НМТП существенно не увеличивал тарифы на перевалку перечисленных ФАС грузов, говорит представитель НМТП. Он отмечает, что информация о тарифах направлялась в ФАС и никаких замечаний в адрес НМТП не было. Близкий к одному из стивидоров человек указывает, что регулятор не разъяснил критерии, по которым некоторые компании были включены в список нарушителей: «Ведь рынок перевалки некоторых из перечисленных ФАС грузов конкурентный. Здесь далеко не один игрок». Представитель Global Ports от комментариев отказался. Представители «Еврохима» и UCL Ports не ответили.
ФАС также направила всем стивидорам предупреждение о необходимости устанавливать цены на услуги в рублях. Управляющий группы «Дело» Андрей Бубнов считает, что новый виток регулирования ограничит доступ к длинным инвестиционным кредитам для стивидоров и создаст необходимость хеджировать валютные риски для экспортеров. По некоторым условиям поставки невозможно установить расчеты в рублях, отмечает Бубнов. Старший аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов говорит, что компаниям с высокой долговой нагрузкой, таким как Fesco или НМТП, переход на рубли осложнит ситуацию. А на конечной стоимости продукции уменьшение стивидорного тарифа сильно не отразится, уверен эксперт. Так, в конечной стоимости контейнера на линии Шанхай – Санкт-Петербург портовые расходы не превышают 10%. Но, считает аналитик, от регулирования тарифов могут выиграть крупные портовые холдинги, которые при равном тарифе будут иметь качественное преимущество.