Зрителей по осени считают
По просьбе ТВ-индустрии комитет по информационной политике Госдумы отодвинул срок вступления в силу поправок по госрегулированию телеизмерений с 1 января 2017 г. на 1 сентября 2017 г., сообщил председатель комитета Леонид Левин. Комитет рекомендовал Думе принять соответствующий проект депутата Андрея Лугового во втором и третьем чтении завтра, 22 июня.
Луговой предложил ввести государственную аккредитацию для измерителей ТВ-аудитории и ограничить иностранный капитал в таких компаниях 20%. Проект поправок в законы о СМИ и о рекламе он внес в Думу 5 июня, 15 июня они были приняты в первом чтении.
Исследовательские компании получают данные о просмотре ТВ с помощью специальных счетчиков, установленных в квартирах респондентов (так называемые пиплметры). Полученные рейтинги не только определяют популярность передач, на их основе продается реклама. Луговой считает: неправильно, что западная компания определяет предпочтения российских зрителей. Фактически это запрет для одной компании: телеканалы и рекламодатели в России больше 20 лет пользуются рейтингами TNS (принадлежит Kantar, исследовательскому подразделению британского холдинга WPP).
На расширенном заседании комитета на прошлой неделе представители крупнейших телеканалов и телехолдингов («Первого канала», ВГТРК, «Газпром-медиа», «Национальной медиа группы», «СТС медиа») в целом поддержали проект, но попросили депутатов перенести срок проекта: за полгода новый измеритель приступить к работе не сможет, уверены они.
Было учтено и замечание Федеральной антимонопольной службы (ФАС). На том же расширенном заседании комитета начальник управления контроля рекламы ФАС Николай Карташов заявил, что проект не соответствует заявленной цели: «Телеканалы много говорили здесь о прозрачности работы измерителя. Но с каких пор госаккредитация гарантирует эту прозрачность? Сейчас такую процедуру у нас проходят авторские организации, и только ленивый не писал, насколько непрозрачна их работа!» Вместо госаккредитации вводится процедура «наделения полномочиями», сообщил вчера Левин. Выбрать измерителя и наделить его полномочиями до 1 января 2017 г. должен Роскомнадзор.
Рекламодатели и рекламные агентства в отличие от каналов проект Лугового раскритиковали.
Представители рекламных агентств и рекламодателей также раскритиковали проект на прошлом заседании комитета. Президент Ассоциации коммуникационных агентств России Алексей Ковылов тогда назвал проект Лугового несвоевременным и неисполнимым: в условиях глубокого застоя рынка рекламы такие болезненные и резкие изменения приведут к оттоку рекламных бюджетов из ТВ. Если проект будет принят как есть, рынок телерекламы потеряет 30–40%, уверял президент Транснациональной медиакомпании Александр Митрошенков. После решения комитета перенести сроки вступления закона в силу Ковылов заявил «Ведомостям», что каждый дополнительный месяц играет в плюс рынку.