Бразилия ограничит себя в расходах
Бразильские политики, которые стали руководить страной после импичмента президенту Дилме Руссеф, хотят внести конституционные ограничения на рост государственных расходов.
Внесение в конституцию поправки о замораживании роста реальных бюджетных расходов на срок до 20 лет позволит сократить неопределенность в сфере государственных финансов, которая стала причиной самой тяжелой рецессии в истории страны, сказал Financial Times новый министр финансов Энрике Мейреллеш: «При такого рода жесткой бюджетной политике все смогут прогнозировать показатели. Это приведет к существенному снижению неопределенности».
Предложение о замораживании роста реальных госрасходов на 20 лет минфин представил на прошлой неделе. В случае одобрения парламентом поправка вступит в силу в 2017 г. Но это ограничение должно быть пересмотрено через 10 лет, пишет Bloomberg.
Ограничение роста бюджетных расходов – отправная точка для реформ, от бюджетной политики и пенсионной системы до функционирования государственной нефтяной компании Petrobras. Пакет этих мер сейчас пытается провести исполняющий обязанности президента Мишель Темер.
Госдолг Бразилии составлял чуть более 52% ВВП в середине 2014 г., но вырос до 67,5% ВВП в апреле 2016 г. Правительство Руссеф наращивало долг, одновременно предоставляло налоговые льготы и активно вмешивалось в экономику. В 2015 г. ВВП сократился на 3,8% и, по прогнозам экспертов, может показать аналогичный спад в 2016 г.
Мейреллеш надеется, что проект бюджета будет принят парламентом до конца года: он встретил лишь небольшие возражения лидеров фракций, представляющих 340 депутатов (всего их 513).
Мейреллеш работал председателем ЦБ Бразилии в предыдущий кризис в 2003 г. Тогда инвесторы массово покидали Бразилию из-за прихода к власти левого президента Луиса Инасиу да Силвы. Нынешний кризис отличается от прошлого, заверил Мейреллеш: тогда проблемы страны были связаны с кризисом платежного баланса, а не с бюджетом. Сейчас же валютные резервы страны составляют $370 млрд, а вот сбалансировать бюджет крайне сложно.
Рецессия спровоцирована не внешними факторами, а внутренними, считает Мейреллеш. Руссеф же неоднократно заявляла, что кризис вызван глобальными финансовыми проблемами.
Мейреллеш считает, что правительству нужно иметь дело с фактами и давать точную оценку ситуации. «Бразильцы привыкли в течение [последних] лет слушать оптимистичные цифры», – сказал он FT.
Придя к власти в середине мая, новое правительство обнаружило, что большое количество долгов правительства, в том числе международным организациям и поставщикам услуг, оказалось просрочено. Из-за этого ему пришлось существенно увеличить прогноз первичного дефицита бюджета, установив цель в 2,75% ВВП (у Руссеф цель на этот год была на 70% меньше).