Для iPhone найдется дело

Цены на iPhone, который стоит десятки тысяч рублей, в российской рознице отличались в диапазоне до 9 руб.
Цены на iPhone, который стоит десятки тысяч рублей, в российской рознице отличались в диапазоне до 9 руб. / А. Гордеев / Ведомости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) собирается возбудить дело в отношении мобильных ритейлеров за ценовой сговор при продажах iPhone. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на замглавы ведомства Андрея Цариковского.

Проверку ценообразования на смартфоны служба ведет с конца 2015 г., уточнил «Ведомостям» начальник управления ФАС по борьбе с картелями Андрей Тенишев. «Сейчас мы готовы возбудить дело, но пока этого не случилось», – говорит он. ФАС пришлось запросить документы у участников рынка, тщательно исследовать их, посмотреть, есть ли признаки антиконкурентного соглашения или иных нарушений антимонопольного законодательства. Сама по себе одинаковая цена не является нарушением и могла сложиться в силу различных причин, поэтому служба внимательно проанализировала все возможные версии, объясняет Тенишев. Изучив цены, служба пришла к выводу, что у всех рассмотренных ритейлеров стоимость моделей iPhone после старта продаж либо вообще не отличалась, либо варьировалась в диапазоне до 9 руб. Служба отправила ритейлерам заключительные запросы в рамках этого расследования, в зависимости от их ответов будет приниматься решение о возбуждении дела, добавила представитель ФАС Дарья Силкова.

О том, что ФАС подозревает 16 крупных ритейлеров в сговоре при ценообразовании на смартфоны iPhone последних моделей, стало известно в феврале 2016 г. Замначальника управления ФАС по борьбе с картелями Андрей Филимонов говорил «Интерфаксу», в частности, о «Евросети», «Связном», «Эльдорадо», «Техносиле», re:Store, «Вымпелкоме», «Мегафоне», «Мобиленде» (сеть «Ноу-хау») и Ozon.ru. Состав участников возможного сговора с тех пор не поменялся – их по-прежнему 16, уточняет Силкова.

Apple получает треть

По данным «Евросети», каждый третий рубль от продажи смартфонов в России за первые пять месяцев 2016 г. получала в качестве выручки Apple. Доля iPhone в количестве проданных смартфонов составила 11%.

В апреле 2012 г. ФАС уже находила ценовой сговор среди продавцов Apple iPhone – между МТС и «Вымпелкомом». Тогда речь шла о том, что операторы согласованно поддерживали единый уровень цен на iPhone 4. Совпадение цен операторы тогда объясняли «экономическими причинами объективного характера», но позже добровольно устранили нарушение и согласились выплатить штрафы: МТС – 16 млн руб., «Вымпелком» – 18 млн руб.

Теперь ФАС ведет речь о сговоре, а его сложнее доказывать, чем согласованные действия, отмечает партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин. Ритейлеры рискуют штрафом, максимальный размер которого может составить 10% от оборота конкретного товара, в данном случае смартфонов Apple. Перспективы этого дела видятся Зеленину весьма туманными. Сговор предполагает, что руководители или менеджеры компании договорились, что будут вести одну ценовую политику. Факт сговора очень трудно доказать – в распоряжении ФАС должны быть, например, переписка менеджеров, протокол встречи либо показания свидетелей, присутствовавших при переговорах. Причем свидетельских показаний, не подкрепленных никакими документами, в суде, скорее всего, будет недостаточно. Какими доказательствами сейчас располагает ФАС, Тенишев вчера предпочел не рассказывать.

Также ФАС предстоит показать в суде, что цены ритейлеров на iPhone не обоснованы экономически. Для этого придется доказать, что ритейлеры могли продавать смартфоны дешевле, но осознанно не делали этого, поскольку договорились между собой, рассуждает Зеленин. Кроме того, речь идет о сговоре на достаточно конкурентном рынке, ведь iPhone далеко не единственный смартфон в России даже в высоком классе.

В феврале два сотрудника крупных ритейлеров объясняли схожесть цен на iPhone экономическими причинами. Apple устанавливает рекомендованные цены на свою продукцию, и все сети в первую очередь ориентируются на нее. Кроме того, iPhone – это низкомаржинальный товар и ритейлеры не могут установить цену значительно ниже, чем у конкурентов, объяснял один из собеседников «Ведомостей». Если цены выглядят сопоставимыми в разных компаниях – это лишь показатель оптимального рыночного баланса спроса и предложения, заявляла ранее представитель «Евросети» Ульяна Смольская.

Наличие рекомендованной производителем цены не является весомым аргументом в пользу ритейлеров, считает старший юрист адвокатского бюро A2 Екатерина Ильина. Ведь производитель рекомендует уровень цен, а не навязывает его. Однако ФАС в любом случае предстоит собрать внушительную доказательственную базу, которая могла бы подтвердить факт сговора, резюмирует она.

Опрошенные «Ведомостями» ритейлеры ничего о подготовке дела не знают, однако подтверждают, что к ним приходили соответствующие запросы из ФАС. В «Эльдорадо» за последнее время поступило несколько запросов от разных органов ФАС, по всем была своевременно предоставлена требуемая информация, говорит директор юридического департамента компании Павел Осташкин. ФАС интересовало экономическое обоснование цен на смартфоны, рассказывает представитель «Связного» Мария Заикина. Ритейлер отправил необходимую информацию и новых запросов пока не поступало, уточняет она. Представители «Мегафона» и Inventive Retail Group (управляет сетями re:Store) сообщили, что к ним периодически поступают запросы службы и что они исправно на них отвечают. Представитель «Вымпелкома» отказался от комментариев. В «Евросети» в последние месяцы не получали ни предписаний, ни уведомлений, ни какой-то другой информации от ФАС, говорит Смольская.