«Платон» латает дыры
Деньги, собранные системой «Платон» за проезд тяжелых грузовиков по федеральным трассам, будут потрачены на срочный ремонт региональных дорог, говорится в распоряжении правительства. 10,85 млрд руб. будут распределены между 24 регионами, в некоторых деньги получат только столицы (см. таблицу). Окончательные списки участков, которым срочно нужен ремонт, сейчас утверждают главы администраций регионов, уточняет Минтранс.
Система «Платон» собрала в бюджет 8 млрд руб. за шесть с лишним месяцев, по данным ее оператора «РТ-инвест транспортные системы» (принадлежит сыну Аркадия Ротенберга Игорю и фонду «РТ-инвест»). К концу года сумма вырастет до 20 млрд руб., ждет Минтранс. Это почти в 2 раза меньше, чем ожидалось, – прогноз был снижен из-за замораживания тарифа на уровне 1,53 руб./км. Оператор будет получать 10,6 млрд руб. в год.
Планировалось потратить деньги от «Платона» на проекты государственно-частного партнерства (ГЧП). Росавтодор изучил первые семь региональных ГЧП-проектов, претендующих на эти деньги, рассказывал представитель агентства в начале 2016 г. Их стоимость – 154 млрд руб.: мосты в Новосибирске, Перми и Череповце, две автодороги, обходы Ижевска и Хабаровска. Но эффективные проекты ГЧП требуют серьезной проработки, поэтому большинство регионов намерены подавать заявки с 2017 г., отмечал Минтранс.
Потратить собранные деньги уже в 2016 г. предложил министр транспорта Максим Соколов на селекторном совещании у премьера Дмитрия Медведева в конце апреля. Решение правительства позволит в кратчайшие сроки привести региональные дороги в надлежащее состояние, сказал он вчера.
Исходя из стандартной ширины двухполосной дороги (7,5 м), получается, что будет выделено 8–12 млн руб. на 1 км, подсчитал руководитель проектов практики «Инфраструктура» НЭО центра Евгений Мазур. Стоимость ремонта зависит от категории и количества полос, но суммы сопоставимы с региональными нормативами: ремонт 1 км стоит в среднем 15 млн руб., продолжает он. Это неплохая добавка, если деньги потратят на несколько проблемных участков дорог, отмечает Мазур. Деньги улучшат, но кардинально не исправят ситуацию с региональными дорогами, говорит старший менеджер группы по управлению строительными проектами KPMG Алексей Медников.
Деньги, полученные от концессионного проекта, стоило вложить в новые концессии, продолжая привлекать в дорожную отрасль частный капитал, считает юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова. Такое срочное распределение денег, собранных «Платоном», больше похоже на политическое решение, чтобы повысить популярность проекта в глазах населения, заключает она.