«Платон» латает дыры

Деньги, собранные системой «Платон» за проезд тяжелых грузовиков по федеральным трассам, будут потрачены на срочный ремонт региональных дорог
Деньги, собранные системой «Платон» за проезд тяжелых грузовиков по федеральным трассам, будут потрачены на срочный ремонт региональных дорог / А. Астахова / Ведомости

Деньги, собранные системой «Платон» за проезд тяжелых грузовиков по федеральным трассам, будут потрачены на срочный ремонт региональных дорог, говорится в распоряжении правительства. 10,85 млрд руб. будут распределены между 24 регионами, в некоторых деньги получат только столицы (см. таблицу). Окончательные списки участков, которым срочно нужен ремонт, сейчас утверждают главы администраций регионов, уточняет Минтранс.

Система «Платон» собрала в бюджет 8 млрд руб. за шесть с лишним месяцев, по данным ее оператора «РТ-инвест транспортные системы» (принадлежит сыну Аркадия Ротенберга Игорю и фонду «РТ-инвест»). К концу года сумма вырастет до 20 млрд руб., ждет Минтранс. Это почти в 2 раза меньше, чем ожидалось, – прогноз был снижен из-за замораживания тарифа на уровне 1,53 руб./км. Оператор будет получать 10,6 млрд руб. в год.

Планировалось потратить деньги от «Платона» на проекты государственно-частного партнерства (ГЧП). Росавтодор изучил первые семь региональных ГЧП-проектов, претендующих на эти деньги, рассказывал представитель агентства в начале 2016 г. Их стоимость – 154 млрд руб.: мосты в Новосибирске, Перми и Череповце, две автодороги, обходы Ижевска и Хабаровска. Но эффективные проекты ГЧП требуют серьезной проработки, поэтому большинство регионов намерены подавать заявки с 2017 г., отмечал Минтранс.

Потратить собранные деньги уже в 2016 г. предложил министр транспорта Максим Соколов на селекторном совещании у премьера Дмитрия Медведева в конце апреля. Решение правительства позволит в кратчайшие сроки привести региональные дороги в надлежащее состояние, сказал он вчера.

Исходя из стандартной ширины двухполосной дороги (7,5 м), получается, что будет выделено 8–12 млн руб. на 1 км, подсчитал руководитель проектов практики «Инфраструктура» НЭО центра Евгений Мазур. Стоимость ремонта зависит от категории и количества полос, но суммы сопоставимы с региональными нормативами: ремонт 1 км стоит в среднем 15 млн руб., продолжает он. Это неплохая добавка, если деньги потратят на несколько проблемных участков дорог, отмечает Мазур. Деньги улучшат, но кардинально не исправят ситуацию с региональными дорогами, говорит старший менеджер группы по управлению строительными проектами KPMG Алексей Медников.

Деньги, полученные от концессионного проекта, стоило вложить в новые концессии, продолжая привлекать в дорожную отрасль частный капитал, считает юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова. Такое срочное распределение денег, собранных «Платоном», больше похоже на политическое решение, чтобы повысить популярность проекта в глазах населения, заключает она.

Деньги, собранные системой «Платон» за проезд тяжелых грузовиков по федеральным трассам, будут потрачены на срочный ремонт региональных дорог