Росавтодор разместит на дорогах страны более 890 объектов дорожного сервиса

В России не хватает придорожных мотелей, кафе и туалетов, но строить их некому
Заправки и кафе – самые распространенные и востребованные объекты инфраструктуры на трассах/ А. Гордеев/ Ведомости

Из крупного бизнеса пока только «Роснефть» проявила интерес к развитию гостиниц вдоль трасс. В пресс-службе компании рассказали о пилотном проекте – сети мини-отелей при АЗС в Краснодарском крае. Открытие трех гостиниц на трассе М4 проходило поэтапно начиная с 2013 г. В среднем в таком отеле 22 номера, есть бесплатные охраняемые парковки. «Гости могут получить информацию о достопримечательностях региона, спланировать оптимальный маршрут», – добавляют в пресс-службе. Цены вполне конкурентоспособны по сравнению с придорожными несетевыми местами размещения: 1500 руб. в сутки (900 руб. за 12 часов) за стандартный двухместный номер, 1700 руб. в сутки (1100 руб. за 12 часов) за улучшенный. При таких ценах наполняемость 100%-ная. Но о дальнейших планах по расширению сети мини-отелей при АЗС в компании говорить пока воздерживаются. «Для нефтяных компаний гостиницы профильным бизнесом не являются», – комментирует Никуличева. По оценке Knight Frank, стоимость строительства (без стоимости земли) отеля варьируется от 70 000 до 200 000 руб. и более за 1 кв. м. Окупаемость проекта может превышать 8–10, а в некоторых случаях и 12 лет.

По оценке консалтинговой компании JLL, средняя интенсивность транспортных потоков на трассе «Дон» – 25 000–26 000 автомобилей в сутки. Показатели могут существенно различаться в зависимости от участка: например, около Ростова-на-Дону и Краснодара интенсивность трафика может быть в два раза выше. Летом трафик возрастает в разы на всем протяжении трассы (1600 км). Популярный некогда в СССР автотуризм вновь набирает обороты, но требует качественного придорожного сервиса, от заправочных станций и туалетов до мотелей. Которых пока на трассах немного.

Чужие километры

В Европе в силу относительно небольших расстояний между городами спрос есть на придорожные кафе при АЗС, где можно ненадолго остановиться и перекусить. В США большие расстояния диктуют развитие комплексной инфраструктуры на дорогах, включающей мини-отель, ресторан, кафе и АЗС. Это не сетевые объекты – каждый имеет своего хозяина.

Эксперты объясняют это отсутствием достаточного спроса. То есть спрос-то есть, но пока не стал настолько массовым, чтобы инвесторам стало интересно обустраивать российские дороги. В среднем в год у отелей «у дороги» заполняемость, по оценке JLL, составляет 60–65% (многое зависит от качества мотеля, его расположения, спектра предоставляемых услуг и т. д.). И покупательная способность внутренних туристов невелика, добавляет руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank Юлия Пронина: «Люди собирают деньги только на отдых на море, на остановках в пути предпочитают экономить». Кроме того, по ее словам, путешествия по стране на автомобиле в России пока не столь популярны, как на Западе. Это связано и с плохим качеством дорог на многих направлениях, и с отсутствием понятной навигации. «Большинство сетевых гостиничных операторов ссылаются на то, что объекты вблизи трасс не являются финансово привлекательными, в том числе в силу неравномерности трафика, – утверждает Юлия Никуличева, начальник отдела стратегического консалтинга JLL. – А специальные форматы небольших объектов разрабатывать специально они не готовы». Вся надежда на частных инвесторов, которые сами же и управляют своими отелями и кафе.

Между морем и Москвой

Один из примеров можно найти в Павловске – районном центре в Воронежской области с населением 32 000 человек. Пять лет назад местные предприниматели открыли здесь два небольших отеля, каждый на 10 номеров. И строят еще один, на восемь номеров. «Земля в городе принадлежит муниципалитету, поэтому понятно, куда обращаться, чтобы ее арендовать, – делится администратор «Гранд отеля» Валентина. – За пределами же городских территорий идут федеральные земли. Чтобы их арендовать – там, где это возможно, – и получить все согласования, в Москву нужно обращаться, в федеральные ведомства. Мало кто из наших местных бизнесменов способен пройти все круги согласований». В Павловске на трассе «Дон» гостиницы не пустуют даже в мертвый сезон (осенью и зимой). В основном их заполняют командированные. Владельцы «Гранд отеля» из года в год держат цены: стандартный двухместный номер стоит 2500–2900 руб. в сутки, люкс – 4500 руб., в нем могут разместиться две семьи.

По М7 до Казани

Надежда Архипова, пресс-секретарь КА «Юков и партнеры»
– В Казань (около 820 км от Москвы) езжу один-два раза за лето. В 2006 г. это была хорошая дорога до Нижнего Новгорода и тяжелый, затяжной путь от Нижнего до Казани. На заправках стояли такие старинные бензоколонки, где количество топлива показывали стрелки, а труба пистолета была слишком большой, надо было на кассе просить воронку, вставлять ее в бензобак и только после этого заливать топливо. Сейчас до Нижнего есть и заправки, и мотели, и просто стоянки для фур, площадки для отдыха. Места для перекусов и мотели есть в Татарстане и Нижегородской области, а на просторах Республики Чувашии водители предоставлены сами себе. Хотя прошлым летом дорогу здесь расширили, построили нормальные автозаправочные станции и хорошие развязки, эстакады.

По словам управляющего гостевым домом «Надежда» в Миллерове Михаила Дмитришина, сезонный фактор все же имеет значение: «Зимой и весной мало постояльцев, один-два человека в день». Это в основном те, кто едет по делам, например, в Сочи. «Дальнобойщики к нам не заезжают. Для них 2200 руб. в сутки за двухместный номер дорого. Оживление начинается только с июня, когда на юг начинают тянуться москвичи», – рассказывает он. Удобное расположение Миллерова – на полпути между Москвой и Сочи – и позволяет местным бизнесменам содержать отели. И даже время от времени наращивать номерной фонд. По словам Дмитришина, в Миллерове он владеет тремя мини-отелями и достраивает четвертый.

Пока заправки с небольшими магазинчиками и кафе – самый распространенный и востребованный объект инфраструктуры российских дорог (так собственники АЗС максимизируют прибыль при минимизации издержек на управление). Но и они расположены неравномерно. На трассе «Дон», например, есть отрезки по 30–50 км, где нет ни одной заправки. «Сетевые компании руководствуются только собственной стратегией и не согласовывают размещение станций друг с другом, – говорит Пронина из Knight Frank. – Вокруг крупных городов АЗС больше, чем на участках без населенных пунктов». В первом случае можно рассчитывать не только на транзитный трафик, но и на спрос со стороны самих горожан, объясняет Никуличева из JLL. В Knight Frank оценивают затраты на строительство автозаправочной станции в сумму от $300 000 до $1 млн. Окупаемость зависит от того, сколько топлива продает станция.

На скоростных платных участках, по мнению экспертов, придорожный сервис вообще малорентабелен. «Человек, который платит за проезд по дороге, заинтересован как можно быстрее миновать определенный участок, но не провести даже непродолжительное время в кафе или отеле по пути», – говорит Пронина.

«Бренды общепита потенциально заинтересованы в трассах с высоким и стабильным трафиком, но этот интерес наталкивается на сложности с приобретением земель, контролем качества и регулярностью поставок в удаленных точках», – добавляет Никуличева. Кроме того, АЗС, как полагают эксперты, не пускают серьезных игроков сегмента общественного питания на «свою» территорию.

На ближних подступах

В прошлом году «Российский аукционный дом» по поручению подмосковных властей выставил на торги права аренды 88 участков под АЗС и объекты придорожного сервиса. Областная казна пополнилась на 784,7 млн руб. (409,9 млн руб. за 46 участков под строительство АЗС, основным покупателем стал «Лукойл», 374,8 млн руб. участники аукционов выложили за 42 участка под размещение кафе, ресторанов, гостиниц с паркингом для дальнобойщиков). Претенденты торговались за стоимость годовой арендной платы. Собственность на эти участки может быть оформлена после возведения объекта недвижимости – арендатор может выкупить землю за 15% от ее кадастровой стоимости. Примерно половина ушедших с молотка участков расположена в Ногинском районе. Остальные находятся в Воскресенском, Одинцовском, Волоколамском и Талдомском районах области. В Московской области АЗС востребованы практически везде, претендентов было много, рассказывают в «Российском аукционном доме». Например, за участок под АЗС площадью 845 кв. м у Дмитровского шоссе «бились» сразу 11 претендентов, подняв цену в 41,3 раза до 26,01 млн руб. Участок под размещение объектов придорожного сервиса площадью 7600 кв. м в районе Домодедова (трасса А-105) ушел с превышением начальной цены в два раза, за 16,5 млн руб., за него торговалось семь компаний. Шесть претендентов хотели 22 900 кв. м под кафе и отели в Балашихе (трасса М7), земля была продана за 34,2 млн руб., в три раза дороже начальной цены. По словам гендиректора «Российского аукционного дома» Андрея Степаненко, для регионального бюджета такие продажи выгодны вдвойне: с одной стороны, они приносят значительный доход, с другой – обеспечивают комплексное развитие региональной инфраструктуры. Всего в Подмосковье 39 000 км дорог. Из них 2000 федеральных, 14 500 регионального значения и 22 000 – муниципальных. Возможно, в начале этого лета также пройдет аукцион.

Сейчас к числу наиболее обеспеченных объектами придорожного сервиса трасс можно отнести именно М4 «Дон». Например, на сайте межрегионального информационного проекта «Туризм и сервис в России» на М4 отмечено чуть более трех десятков мотелей, больше, чем на других трассах. «Это туристическое направление, из года в год эта трасса будет дополняться новыми объектами (магистрали с высокой долей грузового трафика менее интересны инвесторам), – прогнозирует Никуличева. – Властям и эксплуатирующим дорогу организациям придется вырабатывать совместные подходы к развитию придорожного сервиса».

Карта планов

Всего на 49 000 км федеральных дорог под управлением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) действует 12 100 объектов дорожного сервиса: 4760 АЗС, 2960 площадок отдыха, 3940 пунктов питания, 710 станций техобслуживания, 790 мотелей. В Росавтодоре признают, что размещены они крайне неравномерно. Более или менее хорошо обстоят дела на Северо-Западе или в центральной части России, где спрос достаточно стабильный, а вот в отдельных районах Сибири или Дальнего Востока частным предпринимателям не обойтись без поддержки государства. Генеральная схема размещения объектов дорожного сервиса на автодорогах общего пользования федерального значения предусматривает еще более 890 новых объектов (сервисные центры, пункты питания, торговые точки и т. д.), которые в перспективе могут развиваться за счет малого и среднего предпринимательства, сообщили в ведомстве. «Наша задача – исключить на федеральных трассах участки длиной в несколько сотен километров без пунктов обслуживания водителей, – объясняют в пресс-службе Росавтодора. – Это будет способствовать развитию внутреннего автотуризма, созданию опорных точек экономического роста регионов, новых рабочих мест. Не менее важно, что развитие придорожной инфраструктуры обеспечит привлечение дополнительных инвестиций, будет положительно влиять на развитие малого и среднего бизнеса».

На ближних подступах

В прошлом году «Российский аукционный дом» по поручению подмосковных властей выставил на торги права аренды 88 участков под АЗС и объекты придорожного сервиса. Областная казна пополнилась на 784,7 млн руб. (409,9 млн руб. за 46 участков под строительство АЗС, основным покупателем стал «Лукойл», 374,8 млн руб. участники аукционов выложили за 42 участка под размещение кафе, ресторанов, гостиниц с паркингом для дальнобойщиков). Претенденты торговались за стоимость годовой арендной платы. Собственность на эти участки может быть оформлена после возведения объекта недвижимости – арендатор может выкупить землю за 15% от ее кадастровой стоимости. Примерно половина ушедших с молотка участков расположена в Ногинском районе. Остальные находятся в Воскресенском, Одинцовском, Волоколамском и Талдомском районах области. В Московской области АЗС востребованы практически везде, претендентов было много, рассказывают в «Российском аукционном доме». Например, за участок под АЗС площадью 845 кв. м у Дмитровского шоссе «бились» сразу 11 претендентов, подняв цену в 41,3 раза до 26,01 млн руб. Участок под размещение объектов придорожного сервиса площадью 7600 кв. м в районе Домодедова (трасса А-105) ушел с превышением начальной цены в два раза, за 16,5 млн руб., за него торговалось семь компаний. Шесть претендентов хотели 22 900 кв. м под кафе и отели в Балашихе (трасса М7), земля была продана за 34,2 млн руб., в три раза дороже начальной цены. По словам гендиректора «Российского аукционного дома» Андрея Степаненко, для регионального бюджета такие продажи выгодны вдвойне: с одной стороны, они приносят значительный доход, с другой – обеспечивают комплексное развитие региональной инфраструктуры. Возможно, в начале этого лета также пройдет аукцион. Всего в Подмосковье 39 000 км дорог. Из них 2000 федеральных, 14 500 регионального значения и 22 000 – муниципальных.

В январе 2015 г. на трассе М5 «Урал» при поддержке Росавтодора и администрации Пензенской области открылся комплекс «Золотой петушок» с гостиницей на 62 номера разных категорий – от эконом-класса (от 700 руб. с человека за ночь) до люкса. В распоряжении автомобилистов бесплатная парковка, бильярд, терминалы оплаты услуг, сауны, солярий и даже тренажерный зал. Как отмечают в Росавтодоре, развивать систему обслуживания участников дорожного движения планируется «по эволюционному пути» – от размещения отдельных объектов дорожного сервиса (например, площадок для отдыха с кафе) к формированию многофункциональных зон – их в генеральной схеме 257. В числе перспективных проектов – сформировать на федеральной трассе в Ульяновской области автотуристический кластер, в состав которого войдут многотопливная АЗС, гостиничный комплекс, кафе, магазины, аптека и пункт оказания медпомощи. Планируется организация автокемпинга на 30 автодомов, станции техобслуживания грузовых и легковых автомобилей и другие виды услуг. До 2018 г. в стране предусмотрено создание автотуристических кластеров в четырех регионах: «Золотые ворота» в Алтайском крае, «Кяхта», «Байкальский» и «Тункинская долина» в Республике Бурятии, «Всплеск» в Ростовской области и «Задонщина» в Липецкой области.

«Нынешнее состояние придорожной инфраструктуры в России оцениваю на три с плюсом»

Вице-президент общероссийской Ассоциации компаний придорожного сервиса и туризма Сергей Ли:
«Главное препятствие развития придорожного сервиса содержится в законе о дорогах и нормативных актах. Сейчас на инвесторе лежит задача построить полосы разгона и торможения при подъезде к своему объекту и выезду из него, обустроить автостоянки. Это довольно затратно. Например, в Белоруссии это делает государство, также, как и готовит площадку под размещение объектов для отдыха. Инвестору остается только построить кафе и/или мотель, в зависимости от бизнес-проекта. Сейчас Росавтодор в Ульяновской области планирует создавать комплексы с кафе, гостиницами, магазинами. Там обустройство площадок и подъездов берет на себя как раз государство. Экономия бизнеса – до 40 млн руб. по каждой площадке.
Кроме того, большой проблемой является подводка электросетей. И провода по полям и лесам от ближайшего населенного пункта тянуть дорого, и согласования от муниципалитетов получать сложно. Общих нормативов в этом вопросе не существует, все отдано на откуп муниципалитетам. Мешают и существующие на местах нормативы по размещению вдоль трасс объектов инфраструктуры. Так, например, в Свердловской области, согласно действующим нормативам, мотели и кемпинги должны находиться на расстоянии 250 км друг от друга, предприятия торговли – в 100 км друг от друга, как и кафе. Для АЗС и станций техобслуживания предусмотрены аналогичные расстояние, площадки для отдыха, где есть только туалет, могут отстоять одна от другой на 50 км. Предложение ассоциации – размещать мотели не реже, чем через 40-50 км друг от друга, а АЗС, туалеты, места отдыха через каждые 15-20 км.
Есть и еще одна проблема, почему со скрипом развивается придорожный сервис. Люди тянутся к привычному и понятному. Если есть «Макдональдс», предпочтут именно его непроверенным кафе. Чтобы легче было и входить в бизнес, и развивать его, необходимо объединение в сети. И банки охотнее кредитуют именно сетевой бизнес. Но пока большая часть объектов – частные проекты отдельных собственников».

К сезону Ростуризм и «Автодор» подписали соглашение о развитии автомобильного туризма, сообщала в апреле пресс-служба «Российских автомобильных дорог». Председатель правления ГК «Автодор» Сергей Кельбах и руководитель Федерального агентства по туризму РФ Олег Сафонов констатировали: спрос на автомобильные поездки по России есть, соответствующей спросу инфраструктуры нет, необходимо «создавать на магистралях комфортную для путешественников среду». «В Европе ежегодные доходы от караванинга (автотуризм с проживанием в автофургонах) оцениваются в 19 млрд евро, – цитирует главу Ростуризма Travel.rambler.ru. – Потенциал развития этого направления в России огромен: мы можем принимать до 5,5 млн экипажей каждый год. Однако сейчас этот показатель не превышает 1500–2000». Также сообщалось, что в апреле при Ростуризме была создана рабочая группа, в которую вошли представители «Автодора», «Лукойла», «Роснефти», Ассоциации компаний придорожного сервиса и др. Задача группы – раскрыть потенциал автотуризма в России. На пресс-конференции в ТАСС Сафонов рассказал, что ведомства выбрали дорогу Брест – Москва в качестве пилотного проекта, в дальнейшем туристическими трассами могут стать дороги Москва – Санкт-Петербург и Москва – Новороссийск. Трасса Москва – Санкт-Петербург и сейчас неплохо обеспечена заправками, кафе и туалетами, рассказывает Надежда Архипова, пресс-секретарь КА «Юков и партнеры» и автопутешественница на дальние расстояния с 10-летним стажем. «Один населенный пункт переходит в другой, практически в каждом стоит фиксирующая скорость камера, принцип езды «тише едешь – без штрафа будешь», но качество дороги хорошее, можно даже простить низкую скорость передвижения», – делится она.