Уроки живописи

Дмитрий Анисимов никогда не учился живописи, но научил рисовать 10 000 человек
Дмитрий Анисимов никогда не учился живописи, но научил рисовать 10 000 человек / Е. Егоров / Ведомости

Тридцатиоднолетний выпускник Балтийского государственного технического университета «Военмех» Дмитрий Анисимов никогда не учился в художественной школе, но организует вечеринки, на которых не умеющие рисовать пишут картины, приятно проводя время с музыкой, вином и закусками. Идея возникла в конце 2014 г., когда Анисимов задумал сделать мастер-класс по живописи перед Новым годом для 10 сотрудников собственного онлайн-сервиса GetTidy для заказа уборки квартир. Но не смог найти подходящего преподавателя-художника. В марте 2015 г. он обратил внимание, что по соседству с офисом GetTidy проводились занятия по рисованию для взрослых и что на всех желающих не хватало мест. И весной 2015 г. Анисимов решил заняться тем же и создал компанию Painty.

Предприниматель отказался от стандартных уроков: гости приходят на вечеринку в бар или ресторан, пьют вино, участвуют в конкурсах и пишут картины. В компанию он вложил 1 млн руб., заработанный в предыдущих проектах. Деньги пошли на закупку красок, кистей, мольбертов и наем сотрудников. В августе прошлого года состоялось первое мероприятие, а к маю 2016 г. проект Painty окупился, рентабельность составила около 25%. Билет на занятие стоит 2000 руб. в Петербурге и 2500 руб. в Москве. В течение девяти месяцев вечеринки посетили 10 000 гостей, подавляющее большинство – женщины 27–37 лет, рассказывает Анисимов. Сейчас компания зарабатывает по 2,5 млн руб. в месяц. А в следующем году петербуржец рассчитывает заработать 120–150 млн руб.

На первую вечеринку 7 августа 2015 г., организованную в арт-пространстве Kokon Space на Петроградской стороне, Анисимов пригласил 30 известных петербургских блогеров и стартаперов, рассчитывая на сарафанное радио. Блогеры пили вино и по инструкциям рисовали картину «Радужный закат», найденную арт-директором Painty в интернете накануне. После вечеринки каждый гость разместил фотографии в соцсетях. Расчет Анисимова оказался верен. На вторую вечеринку в конце августа 2015 г. в бар «Метрополь» пришли 26 человек, узнавшие о Painty в соцсетях. Полгода предприниматель не тратился на маркетинг, просто размещая фотоотчеты с вечеринок в интернете. Теперь Анисимов дополнительно пользуется рекламой в соцсетях, на которую приходится около 30% расходов.

Сейчас среднее число посетителей одного занятия – 35 человек, а в неделю проходит 10 вечеринок. Но есть и совсем массовые занятия: в марте 2016 г. Painty провела вечеринку в ТЦ «Галерея» для 200 гостей.

В Москве аналогичный проект появился несколькими месяцами раньше Painty, в марте 2015 г., – компания Artistnight, у которой 12 000 клиентов, а билет стоит 1000 руб., рассказывает директор Artistnight по развитию Иларион Гарбузов.

Китайский мольберт

Оказалось, что приобрести материалы и инструменты – нелегкая задача. Анисимов потратил на это почти шесть месяцев, потому что для его вечеринок нужны большие партии холстов, кистей, мольбертов, к тому же стандартные изделия не всегда подходят. Российские производители выпускают инструменты небольшими партиями, говорит Анисимов. Все краски, мольберты, холсты Painty привозит из-за рубежа. Опыт заграничных закупок у Анисимова имелся, раньше он заказывал швабры в Германии и моющие средства в Канаде для клинингового стартапа GetTidy.

Армия художников

По оценке Илариона Гарбузова, директора Artistnight по развитию, число россиян, которым интересны вечеринки, составляет примерно 300 000 человек.

Анисимов говорит, что долго искал краску на водной основе, которая легко отстирывается. Подходящая краска нашлась в США у американского производителя, а делают ее в Китае. Предприниматель для начала заказал 0,5 т за 400 000 руб. По словам Гарбузова, Artistnight закупает акриловую краску на водной основе у российского производителя «Питер арт сервис». Она на 15–20% дешевле импортной и ничуть не хуже, убежден Гарбузов.

Анисимов счел, что использовать краску в тюбиках будет неудобно – нужны пластмассовые бутылки с помпой, и заказал помпы в Китае. Но они не подошли для бутылок, произведенных в России. Изготовление пресс-формы для бутылок обошлось бы Анисимову в $30 000. Он договорился с американским поставщиком, и тот поставляет краску в бутылках с помпами. Мольберты нужны были настольные, но в России их купить невозможно. Анисимов отыскал их через Alibaba.com у китайского производителя. Партия в 100 шт. обошлась в 50 000 руб. Холсты для Painty тоже возят из Китая, ежемесячно Painty расходует около 2000 холстов по цене 200 руб. за 1 шт. Знакомая швея придумала для Painty дизайн фартуков для гостей, петербургское ателье сшило 70 шт. за 35 000 руб. 50 комплектов кистей из акрила продала Painty кировская компания «Рублев» за 20 000 руб.

Массовик-затейник

Анисимов полагал, что с легкостью наймет ключевых сотрудников – художников-ведущих и арт-директора. Кандидат должен был уметь не только рисовать, но и зажигательно объяснять азы массовой аудитории. Быстро найти таких людей не удалось. По словам Анисимова, приходили самые странные персонажи, замкнутые художники, не умеющие общаться с публикой. Он провел 50 интервью и в итоге нанял на должность арт-директора 30-летнюю художницу, ему понравилась ее общительность и яркие рисунки. Сейчас в Painty трудятся шесть ведущих вечеринок, один менеджер, директор по логистике и ассистенты ведущих. Ведущий в среднем зарабатывает 40 000 руб. в месяц. Арт-директор – 90 000 руб. На фонд оплаты труда приходится 40% расходов, говорит Анисимов.

Пошел по барам

Painty ничего не платит за аренду помещений. Анисимов обзвонил и обошел десятки ресторанов и баров. Он просил предоставить помещение бара для вечеринки бесплатно, а взамен обещал, что заведения смогут заработать на напитках и еде, которую закажут гости Painty. «Для организации вечеринки нам нужна только розетка. Остальное мы привезем сами», – говорил Анисимов. Сейчас компания сотрудничает с 18 заведениями Петербурга и Москвы.

В конце 2015 г. на Painty вышел крупный ресторанный холдинг Ginza Project, попросив провести корпоратив перед Новым годом. Сейчас Painty сотрудничает уже с тремя петербургскими ресторанами этого холдинга, подтвердила Стеси Дебуа, арт-директор ресторанов Ginza Project.

Painty также договорилась с московскими барами «Жан-Жак», «Дорогая, я перезвоню», «У Джузеппе», Red Cafe и др. Но далеко не каждому ресторану и бару выгодно такое сотрудничество, убежден Андрей Федорин, партнер ресторанов «Мари Vanna» и Lesartists. В основном за вечеринки хватаются пустующие и убыточные заведения. Им приходится искать дополнительные способы привлечь посетителей, говорит Федорин. Если же заведение забито до отказа, ему, напротив, невыгодно, чтобы посторонние люди создавали неудобства постоянным клиентам. А доходы от художников-дилетантов невелики. «Хорошо, если посетитель-художник купит стакан морса», – иронизирует Федорин.

По словам Дебуа, Ginza Project сотрудничает с Painty для привлечения аудитории. «Речь о выгоде не идет. Лояльность гостей важнее заработка. Мы приглашаем Painty в будние дни, когда посетителей мало. Проводить вечеринки в популярных заведениях в центре города смысла нет», – сказала она.

Корпоративный артист

В последние полгода Painty стала получать заказы на корпоративные мастер-классы и недавно устроила рисовальную вечеринку для EY. Доходы от корпоративных мероприятий уже составляют 20% выручки, но компания надеется ее увеличить. «Painty нужно предлагать услуги крупным корпорациям», – уверен Александр Смбатян, основатель Genome Ventures и владелец нескольких стартапов. По словам Игоря Голодного, гендиректора ивент-агентства Rich & Famous, сотрудничество с такими компаниями, как Painty, возможно, если заказчики корпоративов захотят включить в программу мастер-классы по живописи. Среди крупных российских компаний интерес к нестандартным развлекательно-познавательным мероприятиям растет, говорит Яна Золоева, управляющий партнер PwC Legal в России и СНГ, однако крупные заказчики остерегаются сотрудничать с неизвестными стартапами. Возможным выходом для Painty может стать партнерство с ивент-агентствами, хотя полагаться только на них не следует, потому что отрасль переживает не лучшие времена, говорит Смбатян.