Ненужные клиенты
Крупнейшие западные банки закрывают десятки тысяч счетов подозрительных клиентов, не желая подпадать под международную кампанию по борьбе с коррупцией, отмыванием денег и уклонением от уплаты налогов.
Deutsche Bank, Barclays и UBS решили каждый закрыть от 20 000 до 35 000 счетов в своих подразделениях корпоративных и инвестиционно-банковских услуг, рассказали люди, знакомые с этими мерами. Такие действия свидетельствуют, насколько решительно банки стали избавляться от клиентов в тех случаях, когда считают их слишком рискованными в свете требований по борьбе с отмыванием денег, поскольку работа с ними стала невыгодной из-за новых регулирующих норм. Внимание к этой проблеме обострилось после недавней утечки панамских документов об офшорных счетах.
Deutsche Bank планирует прекратить сотрудничество с 35–40% из 190 000 юрлиц, с которыми работают его подразделения глобальных рынков, корпоративных и инвестбанковских услуг. Некоторые клиенты работают с банком через несколько компаний, поэтому его база, как ожидается, сократится с 65 000 до 30 000 клиентов.
Deutsche Bank ужесточает внутренние процедуры следования регулирующим нормам и обеспечивающие борьбу с отмыванием после целой серии проблем, включая выплаченный в 2015 г. штраф на $2,5 млрд за манипулирование ставками LIBOR и продолжающееся расследование относительно подозрительных сделок на $10 млрд, проводившихся через его российский офис.
Британский финансовый регулятор недавно предупредил Deutsche Bank о «серьезных» и «системных» недостатках в его системе контроля за соблюдением требований о противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма, а также за соблюдением санкций, говорится в конфиденциальном письме, с которым ознакомилась Financial Times.
Deutsche Bank уже прекратил предоставлять инвестбанковские услуги в российском офисе, а также ушел еще из 10 развивающихся стран, что, по внутренним оценкам, стоило ему 100 млн евро выручки в I квартале. Также банк сократил число контрагентов в России с 1500 до 600 (большинство из них – немецкие компании).
Джон Крайан, согендиректор Deutsche Bank, пообещал в прошлом году сократить до половины клиентов инвестбанковского подразделения, поскольку 80% его выручки приносят, по его словам, 30% клиентов. Однако масштабы чистки могут вызвать беспокойство некоторых инвесторов, опасающихся, что выручка как Deutsche Bank, так и других банков продолжит снижаться быстрее, чем они смогут сокращать расходы. Выручка Deutsche Bank в I квартале упала более чем на 20% до 8,1 млрд евро, и некоторые сотрудники стали говорить, что чистки, «возможно, зашли слишком далеко» и банк уже начинает терять хороший бизнес.
Barclays решил часть проблем, закрыв 35 000 бездействующих или малоактивных счетов клиентов за последние несколько лет. UBS в 2015 г. провел ревизию клиентской базы: в банке были удивлены, когда выяснилось, что более 18 000 клиентов не вели с ним бизнес в последние 3–5 лет.
Банкиры признают, что их стратегия по закрытию счетов может вызвать недовольство клиентов. В большинстве случаев клиенты относятся с пониманием к стратегии банков, отмечают банкиры: «Но иногда они спрашивают: «Как мы можем облегчить вам жизнь?» Иногда они торгуют в 10 разных местах и могут упростить собственные операционные структуры, это сделать очень легко».
Чистку счетов проводят и другие крупные банки – JPMorgan Chase и HSBC в последние годы избавились более чем от 100 000 клиентов.
«У некоторых клиентов может быть более сотни юридических лиц», – говорит высокопоставленный банкир. Если клиент согласится использовать только одно юрлицо, остальные счета можно закрыть без потери бизнеса и причинения ущерба клиенту.
Перевели Михаил Оверченко и Екатерина Кравченко