«В контакте» спускает черный флаг
У социальной сети «В контакте» появилось первое приложение с легальной музыкой для iPhone и iPad – «Музыка В контакте». Оно было опубликовано в магазине Apple AppStore 22 апреля, автором числится ООО «Объединенное медиа агентство» (United Music Agency, UMA). Его возглавляет бывший гендиректор «Мегалабс» («дочка» «Мегафона») Олег Бутенко, он с 2014 г. занимается очисткой прав на музыку для Mail.ru Group (в нее кроме самой «В контакте» входят соцсети «Одноклассники» и «Мой мир»).
Войти в приложение можно с помощью аккаунта «В контакте». В условиях использования сервиса говорится, что музыку можно слушать бесплатно в течение 90 дней. Сколько будет стоить подписка на сервис по истечении этого срока, не уточняется. Источник в медийной компании говорит, что цена скорее всего будет «средней по рынку». Подписка на сервис потоковой музыки Apple Music стоит сейчас 169 руб. в месяц, на Google Play Music – 159 руб. в месяц, на «Яндекс. Музыку» – 149 руб. в месяц. Близкий к акционерам «В контакте» человек считает, что стоимость подписки будет существенно ниже, так как ни одному из действующих сервисов не удалось набрать в России существенную аудиторию.
Приложение дает доступ к музыке, права на которую были уже приобретены UMA, говорит близкий к соцсети человек. «Это один из экспериментов в тестировании моделей работы музыкального сервиса «В контакте», который запустили наши партнеры из UMA», – сообщил представитель компании Евгений Красников.
Ранее собеседник «Ведомостей», близкий к участнику переговоров с «В контакте» с мейджорами, говорил, что соцсети Mail.ru Group будут тестировать разные модели монетизации – кроме подписки предполагалась и рекламная модель.
На данный момент UMA заключила лицензионные соглашения с двумя западными мейджорами – Sony Music и Warner Music, музыкальным дистрибутором Orchard, а также с российскими Первым музыкальным издательством (ПМИ), студиями «Союз» и «Никитин». В ближайшее время может быть объявлено о контракте с Universal Music, говорит близкий к участникам переговоров человек. Правда, в приложении уже можно найти музыкальные треки, права на которые принадлежат Universal Music, – например, от Nirvana и Lady Gaga. Близкий к владельцу этих прав человек говорит, что в Universal в курсе этой проблемы и уже получили обещание от UMA, что треки будут убраны из приложения. Бутенко не ответил на звонок «Ведомостей».
UMA лицензирует музыку не только для «В контакте», но и для «Одноклассников» и «Моего мира». Однако в AppStore «Музыка В контакте» – единственное приложение, разработанное UMA. В магазине Google Play приложений от этой компании нет.
Несмотря на то что пиратскую музыку можно найти во всех соцсетях Mail.ru Group, именно «В контакте» давно была на плохом счету у правообладателей. Много лет подряд они обвиняли ее в нарушении копирайта и судились с ней в российских судах. «В контакте» вместе с торрент-трекером Rutracker.org давно фигурирует в так называемом «списке 301» злостных нарушителей копирайта, который ежегодно составляет торгпредство США (список этого года еще не опубликован).
Некоторое время назад «В контакте» пришлось по требованию Apple и правообладателей убрать музыку из своего основного приложения для iPhone и iPad. Судебная же практика оказалась очень противоречивой – правообладатели то выигрывали суды, то проигрывали. В ноябре 2015 г. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд обязал «В контакте» выплатить 750 000 руб. компенсации студии «Никитин медиа» за песни Григория Лепса (по 75 000 руб. за песню), но сами песни удалять не заставил.
В последних тяжбах судьи вставали на сторону «В контакте»: они признавали ее добросовестным посредником, не отвечающим за то, что закачивают ее пользователи. Так, в этом году Warner Music и Universal Music, судившиеся с «В контакте» с весны 2014 г., проиграли суды. Одновременно UMA договаривалась с мейджорами о лицензировании музыки. По данным источников «Ведомостей», близких к участникам переговоров, всего Mail.ru Group будет платить крупным правообладателям не менее $10 млн гарантированных платежей в год. Минимальные гарантии Warner Music от Mail.ru Group составят примерно на $2,5–3 млн в год. Также компании будет делить выручку от платных сервисов.