Ни одного торгового центра не было введено в Москве в I квартале

Такая ситуация сложилась впервые за 10 лет
В I квартале впервые за 10 лет в Москве не было введено ни одного нового торгового центра
В I квартале впервые за 10 лет в Москве не было введено ни одного нового торгового центра / А. Махонин / Ведомости

Всего, по подсчетам Welhome, на 2016 г. анонсирован 21 объект в Москве, около 769 000 кв. м GLA. Почти все обещанные к открытию в этом году крупные торговые комплексы – объекты, неоднократно его откладывавшие. В их числе «Ривьера» (96 000 арендопригодной площади), «Рига молл» (80 000 кв. м), «Океания» (или «Галерея Кутузовский», 60 000 кв. м), «Бутово молл» (57 000 кв. м), «Полежаевская» (50 000 кв. м) и др. Как говорит Ольга Стариченко, коммерческий директор ТРЦ «Ривьера»: «Мы открываемся для покупателей и хотим, чтобы арендаторов было как можно больше и они были готовы торговать». В обиход брокеров вошло выражение «якорное открытие»: молл открывается с продуктовым гипермаркетом и небольшим набором развлечений.

«Арендаторы пока живы, но они подстраивают экономику к текущей экономической ситуации», – объясняет Александр Обуховский, директор департамента торговой недвижимости Knight Frank. Магазины, торгующие одеждой, обувью и аксессуарами, открываться сейчас не спешат, они ждут, пока посетители привыкнут к новому объекту и у того сформируется лояльный покупательский поток. «Больше всего от недостатка покупателей пострадали сегменты «обувь» и «ювелирные украшения», – делится Марина Малахатько, директор отдела торговых помещений CBRE. – У некоторых брендов обороты упали в несколько раз».

По данным Росстата, в феврале номинальный оборот розничной торговли в России составил 2086,4 млрд руб., что сопоставимо с показателем предыдущего месяца – 2125,4 млрд руб. Неплохо чувствуют себя торговые марки, предлагающие недорогую одежду. H&M и Terranova продолжают экспансию, бывшие менеджеры Incity выводят на рынок (правда, пока только в онлайне) новый бренд Mast, перечисляет Малахатько. «Хотя международные и федеральные ритейлеры настороженно смотрят на рынок торговой недвижимости, но небольшой приток новых брендов сохраняется», – говорит Татьяна Мальянова, руководитель отдела аренды торговых центров JLL. Крупные знаковые объекты, среди которых ТРЦ «Авиапарк», «ЦДМ на Лубянке», регулярно привлекают новых арендаторов, напоминают в Welhome. «Авиапарк», например, отчитался о 23 новых арендаторах (они заняли около 14 000 кв. м, остается вакантной 9% арендопригодной площади), открывшихся в I квартале.

Как только реальные зарплаты начнут расти, за ними последует рост потребления и торгового оборота, прогнозирует аналитик «Сбербанк CIB» Юлия Гордеева. Ритейлеры, по ее словам, возобновят планы экспансии и быстро разберут пустующие сейчас площади. По данным JLL, число вакантных помещений в современных ТРЦ Москвы в конце I квартала составило в среднем 6–7%. По прогнозу «Сбербанк CIB», показатель в 6,5% будет удерживаться на рынке весь 2016 год.