Полгода на ремонт ВЭБа
«Больной скорее жив, чем мертв», – оценил новый председатель ВЭБа Сергей Горьков состояние госкорпорации. Он обещает полностью поменять ее структуру. Прежняя «не летает», сказал он вчера на первой после назначения встрече с журналистами. Новая бизнес-модель согласно внутреннему плану должна появиться до 30 июня, а работа по ней начнется во втором полугодии.
Модель, по которой работала старая команда ВЭБа, Горьков раскритиковал. Привлечение фондирования по рыночным ставкам и кредитование проектов с низкой рентабельностью в любом случае привело бы к коллапсу госкорпорации, просто он наступил бы позже, считает Горьков.
Задача госкорпорации не получать доход, а инвестировать в проекты, важные для развития страны, пусть даже с низкой рентабельностью, считает он. Один из вариантов – увеличивать в фондировании долю длинных дешевых денег. Другие Горьков не назвал, подчеркнув, что «ни один банк развития в мире не имеет банковской лицензии». Изначально институт развития работает в тех сферах, куда не идут частные инвесторы, поэтому банковская лицензия не используется в мировой практике, поясняет аналитик S&P Карен Вартапетов.
Корпоративные ценности
Горьков намерен заняться корпоративной культурой: к июлю для сотрудников разработают новые ценности и KPI. Это не будет простое копирование Сбербанка, обещает Горьков: у ВЭБа совершенно другие цели и задачи – и ценности будут тоже другими. Новая команда также намерена изменить столовую ВЭБа, подъезд и сделать зоны для общения сотрудников.
Длинные дешевые деньги ВЭБ может найти у пенсионных фондов. Но идея отмены накопительной пенсии, которая сейчас обсуждается в правительстве, может сильно ограничить возможности ВЭБа – он сможет претендовать лишь на те деньги, которые уже скопились в фондах и ПФР. После реструктуризации и внедрения новой бизнес-модели облигации ВЭБа могут быть привлекательны и для пенсионных фондов, и для других инвесторов, считает Горьков. Длинные дешевые деньги могут предоставить правительство, размещая депозиты ФНБ, Центробанк или международные финансовые институты, подсказывает Вартапетов, – все остальное будет дороже.
В первый месяц новой команде удалось решить проблемы с ликвидностью и капиталом и избежать нарушений условий выпуска евробондов. Из-за санкций реструктуризация внешнего долга ВЭБа практически невозможна, но менеджмент планирует провести road show для азиатских и американских инвесторов. Достаточность капитала ВЭБа сейчас превышает 11%, т. е. с запасом к согласованному уровню (10%). Ликвидностью помог Минфин, выделив 150 млрд руб. (74 млрд уже в I квартале). После досоздания резервов по неработающим активам показатель капитала может просесть, говорит Горьков, но пока трудно определить насколько.
Новое руководство намерено перетряхнуть кредитный портфель. Сейчас до половины активов не приносит процентного дохода, говорит Горьков. Большую озабоченность вызывают кредиты, выданные компаниям из лесной отрасли, есть проблемы с проектами в недвижимости, идет оценка состояния украинских активов. Олимпийские кредиты не самые проблемные – там есть работающие активы, а для привлечения клиентов «наступило если не золотое, то серебряное время», считает он. У заемщиков ВЭБа возникли проблемы из-за общего состояния российской экономики, это отражается на ВЭБе, поясняет Горьков.
С частью активов ВЭБ намерен расстаться, но торопиться с распродажей новый менеджмент ВЭБа не будет. Сейчас у ВЭБа нет проблем с ликвидностью, а пики погашения по внешним долгам приходятся на 2018 г. Среди того, что можно продать, – части кредитного портфеля, акции украинской «дочки» Проминвестбанка, ADR «Газпрома» (планируется продавать не на рынке). Эти акции в любом случае переоценены по рынку и при продаже по рыночной цене убыток не повлияет на капитал, пояснил Горьков.
Предстоят ВЭБу и сокращения. По штатному расписанию в госкорпорации работают 2200 человек, в подразделениях, выполняющих поддерживающие функции, можно уволить до 400 человек, говорит Горьков. Некоторые подразделения, напротив, будут усилены. В частности, создано новое подразделение по управлению рисками, обсуждается создание бэк-офиса, рассказывает Горьков: «Окончательную структуру я вижу на 1 января 2017 г., промежуточная будет на 1 июля».