Борьба с коррупцией: Досье на весь мир
Международный консорциум журналистских расследований (ICIJ) и Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) опубликовали материалы анализа 11,5 млн документов об офшорах из архива юридической фирмы Mossack Fonseca из Панамы за 1977 – конец 2015 г. (так называемое панамское досье). Как следует из материалов досье, услугами компании, регистрировавшей офшоры и трасты, воспользовались 12 действующих и бывших мировых лидеров и 128 политиков из разных стран, среди них 12 россиян.
Реакция в мире разная. Президент Франции благодарит журналистов. Великобритания публично обязуется провести полное расследование всех фактов. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков же считает, что основной целью расследования была «наша страна и лично президент Путин».
Но не надо обольщаться, панамское досье – не про нас. Это вообще про всех. И сколько бы ответственные за имидж власти лица или просто многоуважаемые конспирологи ни били в набат, что это «заговор-заговор-заговор», это не так. Досье опубликовано целиком и содержит полномасштабный Ноев ковчег пользователей офшорными услугами как минимум из 72 юрисдикций. Да, россияне там тоже есть, но среди прочих.
Раскрытая информация – это информация одной фирмы из одного офшорного «куста». Офшоров же в мире больше дюжины, и в каждом из них – сотни таких фирм. Так что миру показали лишь, скажем так, одну серию из всех сезонов «Войны престолов».
Почему это расследование – про коррупцию, а не просто про офшоры, оптимизацию налогов и т. п.? Просто потому, что Конвенция ООН о борьбе с организованной преступностью и отмыванием преступных доходов 2000 г. (Россия ее тоже подписала и ратифицировала) и соответствующие требования органа, отвечающего за ее исполнение (FATF), однозначно определяют: любые движения средств «политических лиц» (Politicaly Exposed Persons) и аффилированных с ними физических лиц (родители, дети, независимо от возраста, супруги, бабушки, дедушки, братья-сестры и бизнес-партнеры) должны проверяться на коррупционную составляющую. Ибо у «политического лица» по определению не должно быть движения средств, которые бы не фигурировали в его официальной декларации о доходах и имуществе.
А всё иное должно быть проверено. Обратите внимание: не сразу отнято, а проверено. Но, похоже, этого не происходило вообще нигде и никак.
Что со всем этим можно сделать, с нашей точки зрения, в короткой перспективе: всего лишь выполнить брисбенские договоренности о создании публичных реестров бенефициарных собственников офшорных компаний (G20 High Level Principles on Beneficial Ownership Transparency). Они приняты в 2014 г., Россия их, кстати, тоже подписала. А первыми реестр запустят в Великобритании. На конец 2015 г. она была единственной страной, которая сильно продвинулась в этом направлении после принятия закона о создании централизованного реестра информации, доступного для публики. Оценку «хорошо» получили Аргентина, Франция и Италия. «Средне» выступили Россия, Германия, Индия, Индонезия, Мексика, Саудовская Аравия, Турция, Южная Африка и Япония. Шесть отстающих – Австралия, Бразилия, Канада, Южная Корея и США.
Новое расследование говорит о нарастающей важной тенденции в сфере борьбы с коррупцией.
а) В случаях с Grand Corruption (коррупцией высших должностных лиц) практически никогда невозможно поймать сам акт коррупции (высокопоставленные коррупционеры хорошо прячутся, работают с высококвалифицированными юристами и т. д.), но деньги (proceeds of illicit enrichment) всегда оставляют следы на пути к легальному обладанию ими. Поэтому борьбой с общемировой Grand Corruption должна быть совместная борьба антикоррупционных институтов и институтов, ответственных за отмывание преступных доходов. Иначе никак.
б) Государства сами не справляются. А многие не хотят и не планируют справляться. Поэтому на авансцену борьбы выходят гражданские институты – журналисты-расследователи, центры, отслеживающие отмывание денег, центры, исследующие коррупцию, и т. д. Они на ходу учатся работать сообща. Такую совместную работу вполне можно считать примером практических, прикладных проявлений «глобальной ценностной революции», когда простые граждане многих стран по всему миру все чаще и чаще, все больше и больше ставят такие ценности, как честность, прозрачность, подотчетность и порядочность, выше обыденных иных запросов и требований к тем, кто отправляет от их лица функции публичного, государственного управления.
в) Открытые данные и глобализация информационных потоков в совокупности с вышеупомянутым мировым ценностным переломом делают неизбежным открытие все новых общественно важных «секретных файлов». Да, не быстро. Да, сложно. Да, со множеством потерь и падений. Но нет исторических прецедентов бесконечных коррупционных режимов. И в совокупности с имеющимися сейчас возможностями глобальных независимых расследований это дает нам надежду на шанс.
Автор – вице-президент Transparency International