Новый актив «Газпром-медиа»

Геннадий Тимченко, возможно, расстался с «Национальной медиа группой»
Геннадий Тимченко, возможно, расстался с «Национальной медиа группой» / М. Стулов / Ведомости

Холдинг «Газпром-медиа» в марте приобрел 7,5% акций «Национальной медиа группы» (НМГ) за 11,2 млрд руб., следует из отчетности Газпромбанка (владеет «Газпром-медиа»). Продавец пакета в отчете банка не указан, представители «Газпром-медиа» и НМГ отказались раскрыть эту информацию.

НМГ принадлежат «Пятый канал» и РЕН ТВ, а также блокпакет «Первого канала». Вместе с партнерами владельцы НМГ контролируют около 20% акций СТС Media. Также НМГ контролирует около 20% рынка платного ТВ в России: у нее есть совместное предприятие с Discovery, которое управляет в России неэфирными каналами этого американского холдинга. Кроме того, НМГ покупает неэфирные каналы Turner и Viasat (сделки еще не закрыты). Среди активов холдинга – производитель сериалов Art Pictures Vision, две газеты («Известия» и «Metro-Петербург») и радиостанция «Русская служба новостей». В «Газпром-медиа» входят шесть эфирных телеканалов (НТВ, ТНТ, ТВ3, «Пятница», «2 x 2», «Матч ТВ»), оператор спутникового телевидения «НТВ-плюс» и его неэфирные каналы, 10 радиостанций, печатные СМИ, видеосервисы, производители контента, сейлз-хаус и кинотеатр «Октябрь».

«Газпром-медиа» и НМГ – одни из крупнейших медиахолдингов в России. Они и прежде были связаны: совладельцы НМГ и банка «Россия» Юрий Ковальчук и Геннадий Тимченко контролировали УК «Лидер», управляющую активами «Газфонда», основного акционера Газпромбанка. А НМГ раскрывала среди своих владельцев страховую компанию «Согаз», акционеры которой – структуры «Газпрома» и банк «Россия».

Представитель «Газпром-медиа» Ирина Осадчая заявила, что холдинг инвестировал в НМГ, поскольку заинтересован в диверсификации бизнеса через партнерство с другими медиакомпаниями: «Бизнес НМГ обладает значительным потенциалом, в частности в перспективном сегменте платного телевидения». Она отказалась раскрыть источник финансирования сделки.

Распродажа Тимченко

За 2014–2015 гг. бизнесмен продал пакет нефтетрейдера Gunvor, скандинавского авиаперевозчика Airfix Aviation, две компании, обслуживающие пассажиров в аэропортах «Шереметьево» и «Пулково», шведского лесопереработчика Rorvik Timber, половину ледового дворца Hartwall Arena в Финляндии, миноритарную долю местного хоккейного клуба Jokerit, доли в рыбопромышленной компании «Русское море» и «Согазе».

Размер проданного пакета НМГ в точности совпадает с долей Тимченко в этом холдинге. В сентябре 2013 г. его структуры приобрели 7,5% акций у люксембургской RTL за 81 млн евро (3,5 млрд руб. по тогдашнему курсу), писал РБК со ссылкой на представителя Тимченко. Вчера он не ответил на звонки «Ведомостей».

Если «Газпром-медиа» купила акции у Тимченко, получается, последний выручил за пакет в 3 раза больше, чем потратил на его покупку. Исходя из уплаченной «Газпром медиа» суммы, всю НМГ можно оценить почти в 150 млрд руб.

Два человека, близкие к НМГ, предположили, что сделка может быть связана с санкциями против Тимченко и желанием вывести медиахолдинг из-под удара. При этом собеседники «Ведомостей» не уверены, что он продавец. Еще один источник, близкий к группе, говорит, что с санкциями сделка не связана, но деталей не объясняет.

Санкции против Тимченко, Ковальчука и их банка «Россия» США ввели в марте 2014 г. С тех пор Тимченко вышел из множества активов (см. врез). Власти США уже несколько раз расширяли санкционные списки и особо предупреждали, что внимательно следят за Тимченко. В прошлом декабре в список были включены еще несколько компаний и людей, связанных с этим бизнесменом.

Бизнес «Газпром-медиа» второй год убыточен, в 2015 г. ее чистый убыток составил 2,6 млрд руб., кредитная нагрузка компании выросла за год с 32 млрд до 40,2 млрд руб., следует из отчетности Газпромбанка. В прошлом году холдинг уже совершил крупную сделку: он приобрел за 9,3 млрд руб. эфирную частоту у ВГТРК и запустил на ней спортивный канал «Матч ТВ». Это дорогой проект из-за высокой стоимости прав на спортивные трансляции и окупаться, по собственному прогнозу холдинга, он начнет лишь через несколько лет.

Выручка холдинга продолжает расти, хотя рекламный рынок сокращается, в прошлом году она увеличилась на 2% до 73,6 млрд руб., в том числе доходы от рекламы – на 3% до 57,3 млрд руб. Рекламные доходы «Газпром-медиа» растут благодаря приобретенным в 2014 г. телеканалам холдинга «Профмедиа» (ТВ3, «Пятница» и «2 х 2»). Выручка ТНТ в прошлом году снизилась на 2%, НТВ – на 23%, рассказывали сотрудники холдинга. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, рынок рекламы в 2015 г. снизился на 10% до 307,5 млрд руб.