ЮКОСу припомнили старое
Следствие располагает доказательствами незаконного приобретения нефтяной компании ЮКОС ее акционерами, заявил в пятницу представитель Следственного комитета России (СКР) Владимир Маркин. По его мнению, компании «Халлей энтерпрайзис лимитед», «ЮКОС юниверсал лимитед» и «Ветеран петролеум лимитед» не являются инвесторами и не имели права обращаться с иском в гаагский арбитраж.
20 апреля окружной суд Гааги должен огласить решение по жалобе России на постановление арбитража о выплате экс-акционерам ЮКОСа $50 млрд в качестве компенсации за экспроприацию компании. Оспаривая это решение, российские юристы доказывали, что заявители не подпадают под защиту Энергетической хартии, на основании которой вынесено постановление, так как не являются инвесторами в буквальном смысле слова (см. врез).
Маркин напомнил, что ЮКОС был продан с залоговых аукционов в 1996 г.: «Тогда команда Ходорковского представила фактически принадлежащие ему ЗАО «Лагуна» и ЗАО «Реагент», обманывая при этом, что эти общества являются самостоятельными юридическими лицами. В конкурсе и аукционе победила «Лагуна», однако оплата за акции была произведена за счет средств банка «Менатеп», основным источником которых были средства клиентов и вкладчиков. У «Лагуны» собственных средств не имелось. При этом «Менатепу» оплаченные за акции деньги возвращены не были, а несколько лет спустя банк обанкротили». Таким образом, акции были получены Ходорковским на чужие деньги, то есть фактически похищены, рассуждает Маркин: «На данном этапе мы не можем говорить обо всех доказательствах, собранных следствием, но их уже достаточно, чтобы сделать вывод о том, что Ходорковский <...> в настоящее время пытается вновь обмануть государство, взыскав с него дополнительно еще $50 млрд».
Сотрудник СКР знает, что такие выводы были сделаны в ходе расследования по так называемому «материнскому делу ЮКОСа», в отдельное производство эти материалы не выделялись.
28 нарушений
Фактические владельцы ЮКОСа – россияне, инвестировавшие в него через подставные компании и в нарушение российского законодательства, заявили российские юристы на слушаниях в Гааге в феврале 2016 г., они насчитали 28 типов нарушений закона со стороны менеджмента ЮКОСа.
Михаил Ходорковский признался в своем Facebook, что считает несправедливым и приобретение ЮКОСа, и его экспроприацию, но куплен он был «по тогдашним законам», а отнят – «для друзей Путина». При этом $50 млрд, «которые суд обязал заплатить власть за грабеж», Ходорковскому, по его словам, не нужны и судебным процессом он не занимается.
На самом деле ничего принципиально нового Маркин не сказал, считает российский юрист, участвовавший в подготовке жалобы на решение арбитража в Гааге: аналогичные аргументы были использованы и в ходе разбирательства, и при обжаловании. Как ранее рассказывал «Ведомостям» федеральный чиновник, Россия еще в прошлом году представила в иностранные суды большое количество дополнительных материалов в подтверждение своей позиции: в частности, в суд округа Колумбия (США), где сейчас акционеры ЮКОСа пытаются привести решение арбитража в исполнение, было направлено более 10 000 документов. Большой блок посвящен подробностям создания ЮКОСа с использованием подставных кампаний, а также правонарушениям, допущенным его основными акционерами, говорил чиновник.
Действительно, на сайте американского суда среди прочего опубликованы показания бывшего исполнительного директора СП РТТ (организация занималась регистрацией компаний, созданных для участия в приватизации) Витаса Анилиониса, который подробно описывает приведенную Маркиным схему. По его словам, принимавшие участие в залоговом аукционе компании были зарегистрированы на его сотрудников, которые действовали в интересах и по поручению банка «Менатеп». Впоследствии сотрудники РТТ совершили ряд сделок для перемещения акций ЮКОСа в офшор и «для сокрытия подлинного владения и контроля», показывает Анилионис. Его показания подтверждает следователь по особо важным делам ГСУ СКР Сергей Михайлов, представившийся американскому суду как руководитель следственной группы, ведущей дело № 18-41/03 (так называемое «материнское дело ЮКОСа»).
«Как юрист не вижу здесь никаких практических правовых последствий ни для кого, – говорит директор юридической фирмы «Русские эксперты» Александр Шмаков. – По сути, ничего нового не предъявлено. Мне кажется, что сейчас подняли старый материал, который разрабатывался еще с 2003 г.». Сделанное объявление будет иметь минимальный эффект в зарубежных судах, оно скорее для внутреннего потребления, уверен эксперт, например, позволяет напомнить нынешним олигархам о, возможно, спорном происхождении их капиталов.