Рекламный бюджет для «Яндекса»

«Яндекс» стал одним из крупнейших рекламо­дателей в России/ Е. Разумный/ Ведомости

В 2015 г. «Яндекс» потратил на рекламу и маркетинг собственных сервисов рекордную для себя сумму – 2,7 млрд руб., следует из годового отчета компании. Это на 57% больше, чем в 2014 г., когда затраты в этом сегменте составили 1,7 млрд руб.

Впрочем, в последние годы «Яндекс» всякий раз характеризовал размер своих расходов на рекламу как рекордный. Расходы на продвижение растут из-за необходимости поддерживать собственный бренд компании и отвечать на давление со стороны конкурентов, говорится в отчете. Своими основными конкурентами «Яндекс» называет американский Google и российскую Mail.ru Group.

«Яндекс» планирует и дальше тратить существенные деньги на рекламу и маркетинг: в 2016 г. расходы в этом сегменте вырастут пропорционально выручке, пишет компания в отчете. Всего в 2015 г. компания заработала 59,8 млрд руб., из них 58,2 млрд – на интернет-рекламе, прежде всего на контекстных объявлениях на своем сайте и на сайтах партнеров. Из российских медиакомпаний только «Газпром-медиа» зарабатывает сопоставимую сумму по рекламе – в 2014 г. выручка этого холдинга составила 72 млрд руб. Данные по 2015 г. холдинг пока не публиковал, но его основные активы – телеканалы, а рынок ТВ-рекламы в прошлом году падал (по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, минус 14%), а интернет-рекламы – увеличивался (плюс 15%).

По данным AdIndex по 30 крупнейшим рекламодателям в России, больше всех тратит на рекламу в нашей стране Procter & Gamble (в 2014 г. – 6,7 млрд руб.). Доминируют в рейтинге компании потребительского сектора, сотовые операторы и производители автомобилей, замыкает его фармацевтическая компания Berlin-Chemie Menarini с бюджетом в 2,3 млрд руб. «Яндекс» не вошел в этот топ-30 по итогам 2014 г., но, очевидно, войдет по результатам 2015 г. (рейтинг пока не опубликован).

Такие затраты на рекламу для интернет-компаний не редкость. Google в 2015 г. потратил на продажу чужой рекламы и собственное продвижение в мире более $9 млрд, или 12% всех доходов. Отдельно расходы на рекламу своих продуктов и сервисов компания в отчетности не отражает.

Значительную часть рекламного и маркетингового бюджета прошлого года (конкретная сумма не раскрывается) «Яндекс» потратил в Турции, где российский поисковик работает с 2011 г. В частности, в прошлом году компания заключила спонсорский контракт с турецким футбольным клубом «Фенербахче» (Fenerbahce).

Также «Яндекс» договорился о продвижении в России и СНГ своего поискового сервиса с Microsoft и Mozilla Foundation. Плюс компания рекламировала свой браузер и сервис «Яндекс.Маркет», говорится в ее отчете.

«Яндексу» приходится активнее рекламировать свои сервисы из-за жесткой конкуренции с Google, который наращивает долю поиска в России благодаря продвижению на устройствах Android. «Яндекс» пожаловался на Google в ФАС, и служба, а позднее и суд встали на сторону российской компании.

В подготовке текста участвовала Ксения Болецкая