В России девелоперы готовы участвовать в строительстве умных городов
Но запрос на них близок к нулю – на первом плане решение социальных проблемОграниченные ресурсы требуют эффективного их использования, на первый план выходит оптимизация технологических и урбанистических решений.
В мировой практике новые решения понимают как создание умных городов (smart city). В России запрос на них близок к нулю: на первом плане краткосрочные бизнес-процессы или решения сиюминутных социальных проблем. Но первые несмелые ростки будущих smart city появляются в комплексных проектах.
Ростки будущего
Китайские Dongtan, Tianjin, Nanjing, Meixi Lake, а также Masdar в ОАЭ, южнокорейский New Songdo, финский Sitra Low2No и португальский PlanIT Valley – первые проекты городов (именно городов, не кварталов или поселений), разрабатываемые по умным и одновременно экологичным технологиям, рассказывает Алексей Поляков, гендиректор «Просперити проджект менеджмента» и председатель правления Совета по экологическому строительству России.
Начинают с информации
В Стокгольме в зависимости от времени суток и условий передвижения транспортного потока меняется стоимость платы за въезд, что позволило сократить интенсивность дорожного движения на 20%, время ожидания в пробках – на 25%, а объемы выхлопных газов – на 12%. В Сингапуре информация с датчиков движения позволяет предсказывать сценарии дорожного движения с точностью 90%. В Киото специалисты по городскому планированию моделируют дорожные ситуации, включающие миллионы транспортных средств, для анализа их влияния на жизнь города.
В столице Бразилии центр оперативного управления контролирует работу более чем тридцати городских служб, представители которых дежурят посменно, собирая и анализируя информацию о состоянии города. Центр был создан несколько лет назад после катастрофы в Рио-де-Жанейро: продолжительные ливни вызвали селевые потоки, из-за плохой координации работы служб погибли люди.
В прошлом году IBM и администрация Барселоны договорились об использовании технологий компании для более эффективного управления пляжами и парками в пределах мегаполиса. Программа будет собирать воедино всю информацию, связанную с их администрированием, давать чиновникам полное представление обо всех событиях, инфраструктуре и объектах в этих зонах. Например, в единой базе она может собрать данные о всех детских площадках, о текущих работах по благоустройству и озеленению, или предоставить информацию о доступных мероприятиях для пожилых людей. Что касается пляжей Барселоны, программа поможет более оперативно реагировать на неблагоприятные явления, такие как шторм или нашествие медуз, и объявлять «красный» уровень опасности.
В России пока все на уровне идей. Компания JLL работала над коммерческой концепцией проекта Smart City вблизи Казани, который должен стать инновационным, деловым и общественным центром Татарстана. «Работа над проектом идет с 2012 г., – вспоминает Поляков, – он разработан малазийскими архитекторами и нацелен на азиатские инвестиции. Кроме того, пилотные концепции умного города реализуются в Красноярске в микрорайоне «Преображенский» на основе японского опыта и технологий».
Под Санкт-Петербургом на 2000 га строится город-спутник Южный, в разработке его концепции принимает участие корпорация IBM. ГК «Мортон» планирует в Подмосковье строительство микрорайона «Ильинское-Усово» в формате умного города (проект из-за объемов застройки вызвал протесты со стороны общественности и корректировался). Были планы по созданию «Футурополиса» в Замоскворечье, между Пятницкой, Малой Ордынкой, Климентовским и Черниговским переулками, где тестировались бы полезные для города технологии (сейчас это отчасти пешеходные улицы), припоминает партнер и руководитель отдела стратегического консалтинга Cushman & Wakefield Евгений Попов. Он также называет инновационный центр «Сколково», создание которого длится шестой год.
В проекте «Лица» Capital Group управление всеми системами комплекса будет идти через WiFi. «Но вообще в этой сфере делаются лишь первые шаги – скажем, система электронной регистрации во всех госучреждениях по принципу одного окна, электронные табло на остановках городского транспорта, видеомониторинг на дорогах с системой рассылки штрафов за нарушения», – говорит коммерческий директор ФСК «Лидер» Григорий Алтухов.
Технология или стиль?
Говоря об умном городе, одни специалисты начинают рассуждать об экологичности, другие вспоминают IT-системы управления. «Можно выделить три основных подхода. Первый заключается в технологизации самого города, систем управления им, систем безопасности, энергосбережения и утилизации отходов, мобильности и т. д. Такой подход применяется в первую очередь в наиболее технологичных странах Азии, в том числе в Малайзии, Южной Корее, – рассказывает начальник отдела стратегического консалтинга JLL Юлия Никуличева. – Второй подход – «интеллектуальный», ориентированный на определенную индустрию, например IT. Тогда акцент делается на создание кластеров для развития технологий, исследовательских университетов. Третий путь – сфокусироваться на стиле жизни, комфорте для населения, зеленых технологиях и т. д.». Но вернее говорить о комплексе систем. «По мере роста городов возрастают и требования к инфраструктуре, обеспечивающей их жизнедеятельность и безопасность, – рассуждает Сергей Хромов, гендиректор «Старт девелопмента» (застройщик петербургского города-спутника Южный). – Ситуация осложняется постоянно меняющимися потребностями общества в более качественном образовании, более экологичных программах, открытости государственных властей, доступном жилье и более широких возможностях для пожилых. Вне комплексного подхода эти задачи не решить».
Почем ума палата
Основная сложность подобных масштабных проектов – с самого начала требуется значительный объем инвестиций. Например, ранее сообщалось, что на «Сколково» до 2020 г. из бюджета выделят 125,2 млрд руб., и не менее 50% затрат планируется привлечь из частных источников. «Обычно подобные проекты реализуются при участии государства, которое выступает инициатором (предоставляет землю) и занимается мастер-планированием, а в дальнейшем пытается привлечь инвестиции на развитие дорог и инфраструктуры. После чего площадки под умные города предлагаются инвесторам», – описывает идеальный случай Никуличева. Такие проекты являются в первую очередь имиджевыми, подчеркивает эксперт, хотя в перспективе просматриваются и вполне осязаемые экономические результаты: идет развитие интеллектуальных сил, повышается уровень жизни в регионе, создаются новые рабочие места, увеличиваются налоговые поступления.
В случае с Южным была создана межведомственная комиссия по разработке концепции развития Санкт-Петербурга по идеологии умного города и интеграции в эту систему города-спутника, рассказывает Хромов. «Город с рабочими местами, с правильно организованной дорожной сетью, необходимым количеством социальных объектов и рекреационных зон можно было спланировать только на юге Петербурга, – считает он. – У нас была земля и желание построить не просто жилой массив, которое совпало с намерением властей создать территорию устойчивого развития на десятилетия вперед. Если в этом направлении (Гатчина – Пушкин) построить еще один район с исключительно жилой функцией, Петербург задушит кольцо спальников». В Южном совместно с «Роснано» и правительством Санкт-Петербурга строится «Инноград науки и технологий» с полным циклом создания инновационных продуктов – от экспериментальных разработок до производства, научный и образовательный центр. Финансирование проекта, который оценивается в 25 млрд руб., УК «Старт девелопмент» разделит с Университетом ИТМО. «Роснано» контролирует качество и эффективность объектов инновационной инфраструктуры научного городка и привлекает потенциальных резидентов. «На территории «Иннограда» можно будет тестировать новации, которые в дальнейшем можно внедрять в Санкт-Петербурге, – говорит Хромов. – Здесь важна система, которая позволит заниматься мониторингом и прогнозированием в данной экономической ситуации. Ведь умный город – это не только контроль за техникой, инфраструктурой, но и контроль за эффективностью использования инвестиционных средств, которые город тратит на модернизацию инфраструктуры. Например, какие-то трубы обойдутся дешевле, но теплопотери будут на порядок больше, чем при использовании более дорогих».
Критерии умного города
Самодостаточная экономика – опора на местные ресурсы.
Углеродная нейтральность (минимальные выбросы углерода в атмосферу) и возобновляемые источники энергии. Экономия ресурсов.
Восстановление и редевелопмент имеющихся территорий, а не расширение («расползание») за счет новых земель.
Доступное жилье для решения социальных проблем.
Объединение людей стилем жизни (экологичность, здоровье, отказ от личного транспорта). Приоритеты передвижения: пешеход – велосипед – общественный транспорт.
Конкурентоспособность и капитал (не только финансовый, но и интеллектуальный, социальный и человеческий).
Источник: Совет по экологическому строительству России
«С точки зрения девелоперов участие в таких проектах привлекательно в силу их инновационности: передовые технологии с высокой долей вероятности будут пользоваться значительным спросом в будущем», – рассуждает Никуличева. «К примеру, системы Big Data уже сегодня обладают огромным потенциалом для использования в финансовой, научной и других сферах, что также применимо и к городской среде. Анализ больших данных поможет спланировать развитие проектов с учетом особенностей места, не создавая в то же время транспортных проблем, – рассказывает гендиректор компании IND Architects Амир Идиатулин. – Благодаря интеллектуальному подходу и глубокой аналитике новые объекты будут востребованы на протяжении всего жизненного цикла и мы больше не увидим пустующих бизнес-центров, которые устарели через 2–3 года после ввода в эксплуатацию».
«Построить с нуля проще: не нужно переделывать инженерию, есть возможность все предусмотреть на этапе создания концепции и проектирования. Сейчас проводим консультации с компанией IBM, с которой в этом году подписали соглашение о намерениях. Проект сложный, не все аспекты проработаны», – признается Хромов.
В ГК «Мортон» уверяют, что в подмосковном «Ильинском-Усово» тоже заложен базовый набор умного города: интеллектуальная система управления городским освещением, фотоэлементы, энергосберегающие материалы покрытия, удаленный доступ к сервисам и услугам, беспроводные технологии, компьютерное управление основными системам. Разрабатывается система связей между модулями транспортной и инженерной системы для повышения уровня информированности и оперативности городских служб. «По уму» обещают обеспечивать и безопасность (с помощью системы камер наблюдения, единой системы датчиков).
«Современный город не всегда приходится облеплять большим количеством датчиков и новых сетей. Зачастую необходимые средства уже есть под рукой, достаточно их использовать, – говорит Хромов. – Сами горожане со своими телефонами могут служить источниками оперативной информации о протечках воды или транспортных затруднениях. Эти данные можно собирать и просто из социальных сетей, и с помощью специальных мобильных приложений для получения обратной связи от жителей. Можно использовать информацию, которую имеет сегодня любой город, – это сведения о перемещении специального транспорта и работе муниципальных служб. Поэтому вопрос стоит не столько в оснащении городов новыми сложными сетями камер и датчиков, сколько в том, как извлекать из них новые знания о жизни города и как эффективно использовать данные, которые мы и без того накапливаем»