Реклама пошла в суд
Компании «Импульс» и АВМ+, связанные с «Гемой» Александра Геллера, 15 марта подали иски к ГУП «Московский метрополитен» в Московский арбитражный суд, следует из данных картотеки арбитражных дел. Исковых заявлений компаний в картотеке пока нет. Представитель ТРК («дочка» «Гемы», которая занимается наружной рекламой) Гюля Коган подтвердила «Ведомостям», что «Импульс» аффилирован с ТРК и что он подал иск в суд на решение тендерного комитета. «Мы не согласны с решением комиссии отстранить нас от аукциона и будем его оспаривать в суде», – сказала она. АВМ+ участники рынка ранее в беседе с «Ведомостями» также связывали с «Гемой».
Еще одна компания – «Лайса диджитал» («дочка» «Лайсы», метрополитен тоже отказал ей в участии) подала жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) «на действия организатора торгов <...> при проведении аукциона», говорится в уведомлении на сайте torgi.gov.ru.
«Импульс», АВМ+ и «Лайса диджитал» претендовали на право размещать рекламу в московской подземке. Метрополитен объявил аукцион в конце января. Победитель будет размещать рекламу в метро, вагонах и на станциях 10 лет и заплатит метро минимум 17,9 млрд руб.
18 млрд руб. из-под земли
В первый год победитель торгов должен будет заплатить метрополитену 5% общей стоимости договора (или 900 млн руб.), во второй – 7% (1,25 млрд руб.), а в остальные – по 11% (1,97 млрд руб.). Прошлый партнер подземки – «Авто селл» («дочка» «Гемы») обязалась заплатить 14 млрд руб. за пять лет. Она выплатила метро около 11 млрд руб. с 2011 г., но в 2015 г. перестала перечислять деньги. Сейчас метрополитен судится с бывшим подрядчиком.
Тендерный комитет рассмотрел заявки этих трех компаний, но счел, что они не удовлетворяют требованиям аукционной документации. В итоге остался один претендент – компания «Экспо медиа» оператора Russ Outdoor. 15 марта метрополитен решил заключить с ней договор по начальной цене лота.
Участники рынка были недовольны и самой аукционной документацией. Еще до проведения торгов четыре компании пожаловались в ФАС на аукцион. Пока ФАС рассмотрела одну жалобу – от «Медиа партнера» – и признала ее обоснованной, но не приостановила торги. Жалобы «Питерстара», «Ориона» и «Меридиана» ФАС рассмотрит 17 марта, сообщил «Ведомостям» представитель ФАС. На тот же день назначено и рассмотрение жалобы «Лайса диджитал».
Из-за жалоб в ФАС и судебных исков заключение договора метрополитена с Russ Outdoor может затянуться. Метрополитен не сможет заключить договор с победителем, пока ФАС не рассмотрит все жалобы по существу, говорил ранее «Ведомостям» представитель ФАС.
Подача иска в суд автоматически не приостанавливает торги и не запрещает заключать договор, отмечает старший юрист Herbert Smith Freehills Роман Чураков. Но истец вправе просить суд наложить обеспечительные меры – например, суд может запретить заключать договор до вынесения решения по существу спора. В таком случае отсрочка заключения договора на время рассмотрения иска не будет нарушать закон, сказал Чураков. Если суд наложит обеспечительные меры, результаты аукциона не аннулируют, так как «сроки переносятся по независимым от сторон причинам», добавила старший юрист адвокатского бюро А2 Екатерина Ильина.
Представитель метрополитена отказался комментировать иски. Генеральный директор «Лайсы» Армен Газарян и представитель Russ Outdoor также отказались от комментариев.