Москва не помогла Tele2
Рыночная доля «Т2 РТК холдинга» (СП «Ростелекома», ВТБ, Юрия Ковальчука и Алексея Мордашова, работающее под брендом Tele2) по итогам 2015 г. составила 14%. Об этом сообщил «Ростелеком» на пресс-конференции, посвященной его финансовым результатам за 2015 г.
Представитель Tele2 Константин Прокшин отказался комментировать эти цифры, сославшись на то, что компания еще не отчитывалась по итогам года, она намерена сделать это в начале апреля. Он также напомнил, что еще не все операторы отчитались о результатах, поэтому точный размер долей будет известен только в апреле.
Менеджмент «Ростелекома» на пресс-конференции ссылался на данные независимого аналитического агентства «ТМТ консалтинг», которое получает информацию от участников рынка. По итогам 2014 г. доля рынка Tele2, по его данным, составляла 15%.
В конце октября прошлого года Tele2 запустила сеть в Москве. Менеджмент компании неоднократно заявлял, что это поможет нарастить рыночную долю компании. В декабре прошлого года один из партнеров оператора и человек, близкий к компании, рассказали «Ведомостям», что Tele2 уже набрала миллион абонентов в Москве (на тот момент это было примерно 2,4% абонентской базы в столице). В феврале официальный представитель компании это подтвердил.
Данные, которые «Ростелеком» получает от Tele2 по числу подключений в Москве, свидетельствуют, что компания близка к самому агрессивному из предполагаемых сценариев развития в столице, отметил президент «Ростелекома» Сергей Калугин. Он ожидает, что рост абонентской базы в столице отразится на рыночной доле Tele2 через несколько кварталов.
Старший вице-президент, финансовый директор «Ростелекома» Кай-Уве Мельхорн рассказал, что отсутствие роста рыночной доли может объясняться оттоком из сетей второго поколения (GSM): «Люди переходят на смартфоны, именно поэтому мы считаем абсолютно правильным то, что Tele2 активно строит сети 3G и 4G». Мельхорн также ожидает роста рыночной доли в следующих кварталах.
Гендиректор «ТМТ-консалтинга» Константин Анкилов сообщил, что данные, предоставленные его компанией «Ростелекому», «очень предварительные» и обсуждать их было бы «преждевременно». Однако он согласился с тем, что в переходный период – когда сети 3G и 4G еще только строились, а популярность широкополосного доступа нарастала – от Tele2 в тех регионах, где у оператора работали только GSM-сети, абоненты могли переходить к другим операторам.
Начиная с IV квартала 2014 г. у Tele2 три квартала подряд сокращалась абонентская база и лишь сейчас компания вернулась к ее росту – во многом за счет Москвы, напоминает аналитик Telecom Daily Илья Шатилин. При этом он указывает, что Tele2 – единственный оператор, у которого в последние полгода в регионах наблюдается стабильный отток по услуге MNP (возможность перехода к другому оператору с сохранением мобильного номера): абоненты сознательно уходят к «большой тройке», считает аналитик.
О том, что из четырех федеральных операторов только у Tele2 баланс переходов по MNP отрицательный (т. е. от оператора ушло со своим номером больше абонентов, чем пришло), сообщили в феврале этого года аналитики Mobile Research Group. Они ссылались на информацию оператора базы данных перенесенных номеров – Центрального научно-исследовательского института связи (ЦНИИС), подлинность этих данных «Ведомостям» подтверждали сотрудники двух компаний «большой тройки». Всего к 1 февраля 2016 г. баланс Tele2 составлял минус 142 137 номеров: к ней перешло около 370 000 абонентов со своими номерами, тогда как ушло свыше 510 000. Правда, с 1 ноября прошлого года Tele2 улучшила этот баланс на 106 442 абонента, по большей части за счет Москвы, свидетельствуют данные ЦНИИСа.
Главная причина оттока в том, что Tele2 отстает от конкурентов в строительстве сети скоростной передачи данных, считает Шатилин. LTE-сети Tele2 работают только в нескольких регионах, и их покрытие ограничено; 3G-сети также есть далеко не везде, при этом оператор ориентируется во многом на молодежную аудиторию, которой мобильный ШПД необходим в первую очередь. Массовое строительство сетей 3G/4G Tele2 пришлось на 2015 г., это, безусловно, замедлило отток, однако мгновенного эффекта ожидать было бы странно, рассуждает аналитик. Показательными станут итоги 2016 г., заключает он.