Санкции по-настоящему безуспешны, если приводят к войне
От чего зависит эффективность международных санкцийСегодня в мире действует больше санкционных режимов, чем когда-либо. Только Советом Безопасности ООН их одобрено 16, а есть еще двусторонние режимы ограничений, введенные Евросоюзом, США, Россией, Украиной, Южной Кореей.
С санкциями как политическим инструментом много проблем. С точки зрения страны – инициатора санкций, вопрос состоит в их эффективности. Санкции были хотя бы частично результативными в 34% случаев, документированных Генри Хафбауэром и Джеффри Шоттом в их классической работе по теме (Economic Sanctions Reconsidered, первое издание вышло в 1983 г., последнее, дополненное, в 2007 г.). Ограниченных целей, например освобождения политзаключенных, удавалось добиться в половине случаев. Амбициозные и жесткие цели, например смена режима или серьезное изменение политики, были достигнуты в 30% случаев. Много это или мало?
Выглядят эти цифры не очень мощно, учитывая, что есть и другие, еще менее обнадеживающие оценки (одобренные ООН санкции эффективны только в 22% случаев, по данным опубликованного в 2013 г. исследования Томаса Бирштекера с соавторами). Хафбауэр и Шотт заключают, кроме того, что санкции в современном мире часто являются мерой внутренней политики – т. е. предпринимаются для создания видимости деятельности перед общественным мнением в собственной стране.
Санкции бьют по невиновным, по бедным, по тем, кто не может повлиять на какие-либо действия собственного правительства. Граждане таких стран, как Северная Корея, Куба или Россия (в разной степени), ограничены в возможности влиять на собственное правительство, даже если санкции их к этому толкают.
Применение санкций против стран, где возможностей влиять больше, можно рассматривать как действенное – в Иране, например, вопрос выхода из-под режима санкций был важным фактором и на президентских, и на недавних парламентских выборах. Российские санкции против Турции уже являются фактором внутренней политики в Турции и могут повлиять на результаты будущих выборов. Таким образом, санкции более действенны, если применяются против более демократических режимов, и менее действенны, если применяются против авторитарных режимов. Авторитарным правительствам чаще удается переложить ответственность за внутренние проблемы страны на внешние силы.
Санкции, как правило, инструмент большой и сильной страны против небольшой и слабой. Россия давно использует санкции против более слабых постсоветских стран, исторически зависимых от российской экономики (Украины, Белоруссии, Грузии, Молдавии), и добивается своих целей. Загадка в том, зачем России применять силу против соседей. Санкций, по идее, должно было бы быть достаточно. Их смысл в том, чтобы привести страну за стол переговоров, а не в том, чтобы спровоцировать насилие. Санкции по-настоящему безуспешны, только если приводят к войне.