Бюджетный спад ВВП

Сокращение расходов бюджета усилит спад в 2016 г. на две трети
Сокращение расходов бюджета усилит спад в 2016 г. на две трети / Е. Разумный / Ведомости

Экономика России сократится в 2016 г. на 2% при среднегодовой цене нефти $35/барр., прогнозирует ВЭБ. В 2017 г. экономика перейдет к росту при повышении цены нефти до среднегодовых $52/барр.

Прогноз подготовлен под руководством главного экономиста и зампреда ВЭБа Андрея Клепача, ранее в течение 10 лет отвечавшего за составление макропрогноза в Минэкономразвития.

Прогноз ВЭБа на 2016 г. рассматривает три траектории нефтяных цен. Две из них авторы прогноза считают маловероятными: новый нефтяной шок с падением цены до $20 и ее средним уровнем в $25; и средняя цена в $40 (см. врез), на которую сейчас неофициально ориентируется Минфин при пересчете бюджета (он был сверстан из расчета $50/барр.). Наиболее вероятно, что среднегодовая цена сложится на уровне $35/барр., считают в ВЭБе. Пока таков же прогноз Минэкономразвития, хотя министр Алексей Улюкаев сообщил, что цена скорее всего составит $40 в среднем за год.

При цене барреля в $35 дефицит бюджета-2016 достигнет 4,6% ВВП, посчитали в ВЭБе, это с учетом запланированного сокращения расходов, в том числе финансирования госпрограмм на 10%. Реальные расходы бюджета снизятся в сравнении с 2015 г. на 9,5%, в наибольшей степени пострадают госинвестиции.

Условие роста

Среднюю цену нефти Urals в $40/барр. в ВЭБе считают маловероятной, так как для этого «устойчивый растущий тренд должен сформироваться уже в ближайшие месяцы и к концу года цена должна составить около $50».

Бюджетная политика будет способствовать продолжению экономического спада и увеличению его масштабов, считает ВЭБ. Она приведет к дополнительному снижению конечного потребления на 1,3 п. п. А сокращение государственных капитальных вложений в 2016 г. увеличит падение инвестиционного спроса более чем на треть – на 3,5 п. п. из 9,3%. Это приведет к дальнейшему падению промпроизводства (на 0,7%). В итоге почти две трети экономического спада – 1,2 п. п. из 2% – будут обусловлены бюджетной политикой.

На негативный вклад бюджетной политики обращали внимание и эксперты ЦБ: они оценили его в 0,3–0,7 п. п. роста ВВП в 2016 г. Ужесточение бюджетной политики должно быть компенсировано смягчением монетарной, предлагал ранее Улюкаев: это более справедливо, так как денежно-кредитная политика влияет на всех, а круг бенефициаров смягчения бюджетной политики всегда ограничен.

Из-за слабого рубля инфляция в 2016 г. останется высокой – 9,2% к концу года, ожидает ВЭБ; ее замедление до 5% к 2018 г. позволит ЦБ снизить ключевую ставку до 5,25%. Восстановление цены нефти приведет к укреплению рубля во второй половине 2016 г. до менее 70 руб. за доллар (75,2 руб. в среднем за год).

Рост реальных доходов населения возобновится в 2017 г., рост же зарплат будет поддерживаться исключительно частным сектором, полагает ВЭБ, в бюджетном он начнется не ранее 2018 г. при условии размораживания индексаций во второй половине 2017 г. Минэкономразвития в описании базовых условий для обновления прогноза на 2016–2019 гг. исходит из того, что заработки в бюджетном секторе могут не индексироваться все четыре года, а пенсии, как и в 2016 г., будут индексироваться ниже инфляции.

По оценкам ВЭБа, при возобновлении индексации зарплат на уровень инфляции предыдущего года (на 9,2% в 2017 г. и на 5,1% в 2018 г.) они в 2018 г. останутся в реальном выражении на 11% ниже уровня 2014 г., доходы – ниже на 4,2%. Но благодаря этому в 2017–2018 гг. доля валовой прибыли в экономике превысит долю оплаты труда – последний раз такое наблюдалось в 1999–2000 гг. Это будет способствовать активизации инвестиций, считает ВЭБ: уже в 2017 г. они возобновят рост, хотя в 2018 г. будут оставаться на 10% ниже максимального уровня 2013 г. «Именно инвестиционная сфера остается в ближайшие годы основной болевой точкой российской экономики», – заключают аналитики ВЭБа.