Осторожная Zara
Темпы роста крупнейшего по обороту в мире продавца одежды Inditex (владеет брендами Zara, Pull & Bear, MassimoDutti, Bershka и др.) в России в 2015 г. были самыми медленными за всю историю присутствия группы на этом рынке, следует из данных испанской компании (см. также график).
На начало февраля 2016 г. группа управляла в России 485 магазинами, открыв за год 30 точек (+6%), следует из отчета Inditex за 2015 финансовый год (закончился 31 января 2016 г.). Больше всего в 2015 г. увеличилась сеть товаров для дома Zara Home – на семь до 38 магазинов. Меньше всего открывалось новых магазинов сетей Bershka, Pull & Bear и Stradivarius.
Inditex начала самостоятельно работать в России в 2006 г., к началу 2007 г. у нее было 29 магазинов в стране. Темп роста количества магазинов испанской группы замедлился в 2014 г. до 16%, следует из отчетов компании.
Сейчас Россия для Inditex третий по числу магазинов рынок после Испании и Китая (1826 и 566 магазинов соответственно). Данные по выручке в отдельных странах группа не раскрывает.
Именно агрессивная мировая экспансия сети магазинов помогла Inditex нарастить продажи более чем в 6 раз с момента ее IPO в 2001 г., напоминает Bloomberg. Две трети из 7013 магазинов испанского одежного гиганта были впервые открыты или открыты после капитального обновления за последние три года, напоминает информагентство.
Чистая выручка группы Inditex за 2015 финансовый год выросла на 15,4% до 20,9 млрд евро, сообщила вчера группа. Чистая прибыль испанской компании выросла на 15% до 2,9 млрд евро.
Теперь владелец Zara хочет пересмотреть подход к развитию офлайн-сети. Компания будет продолжать расширяться теми же темпами, но с меньшими затратами, рассказал главный исполнительный директор Inditex Пабло Исла во время телеконференции с аналитиками (цитата по Financial Times). По его словам, Inditex не меняет стратегию роста, но будет фокусироваться на качестве новых магазинов. Группа верит в интеграцию физических и онлайн-магазинов, подчеркнул Исла.
В 2016 г. группа собирается потратить около 1,5 млрд евро на международную экспансию – в частности, она планирует выйти во Вьетнам, Новую Зеландию, Никарагуа, Парагвай и Арубу, говорится в презентации компании. Всего за год Inditex откроет 400–460 магазинов. При этом ритейлер ожидает роста новых торговых площадей на 6–8% в ближайшие годы, ниже предыдущего прогноза (8–10%).
«Inditex сделала правильный выбор, решив замедлить рост торговых площадей. Inditex определенно в состоянии наращивать долю рынка с помощью менее затратного онлайн-канала», – цитирует Reuters аналитика Sanford C. Bernstein Джейми Мерримэна.
В 2015 г. большинство международных брендов одежды замедлили развитие сетей в России, согласно отчету Fashion Consulting Group (FCG).
Российский рынок одежды в целом сокращается: в 2015 г. падение составило почти 8% в рублях, а в 2016 г. в лучшем случае рынок останется на уровне 2015 г., прогнозирует гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Продажи одежды, обуви и аксессуаров уходят в интернет, поток покупателей в большинстве торговых центров резко сократился, а на значительное снижение арендных ставок идут далеко не все собственники недвижимости, поэтому сетям приходится закрывать нерентабельные торговые объекты, рассуждает Бурмистров.
Число магазинов Mango и Marks & Spencer сократилось в России за 2015 г. на 7 и 3% соответственно, по данным FCG. Наибольшее падение у сети Motivi (-40%; данные FCG). За 2015 г. 167 торговых точек закрыла сеть спортивных товаров Adidas.
Финская Kesko в феврале 2016 г. сообщила о намерении продать свою российскую сеть Intersport из-за низких показателей подразделения. Ритейлер Stockmann за 5 млн евро продал свои универмаги в России компании Reviva Holdings Ltd в начале февраля 2016 г. Об уходе с рынка в 2015 г. объявляли River Island, New Look, Esprit, Laura Ashley.
Сеть одного из основных мировых конкурентов Inditex – H&M выросла в России на 35% до 96 магазинов в 2015 г., подсчитали аналитики FCG.
Представители испанского и российского офисов Inditex на запрос «Ведомостей» не ответили.