Умные часы расходятся быстрее классических

Умные часы расходятся быстрее классических
Умные часы расходятся быстрее классических / М. Стулов / Ведомости

Поставки носимой электроники (wearable gadgets) на мировой рынок в 2015 г. в штуках выросли год к году на 171,6% до 78,1 млн устройств, следует из отчета IDC. Такие темпы роста аналитики объясняют ростом спроса на фитнес-трекеры и Apple Watch. По данным IDC, в 2015 г. самую большую долю рынка носимой электроники занял американский производитель устройств для фитнеса FitBit (26,9%). На 2-м месте – китайская Xiaomi (15,4%), а Apple со своими умными часами заняла 3-е место (14,9%), при том что продажи Apple Watch начались только в апреле 2015 г. Такая динамика показывает, что носимая электроника адресована не только технофилам и любителям инноваций, цитирует пресс-служба IDC аналитика Рамона Лламаса. Хотя она пока не стала достоянием массового рынка, у нее есть еще много возможностей роста и несколько направлений для этого, отметил он.

Отдельно данных по поставкам умных (подключаемых) часов IDC не приводит. Strategy Analytics оценивает их отгрузки на мировой рынок в IV квартале 2015 г. в 8,1 млн устройств (+315,6% год к году). Из ее отчета следует, что 63% мирового рынка умных часов заняла Apple, 16% – Samsung. Впервые поставки подключаемых часов превысили поставки часов швейцарских брендов, которые в октябре – декабре 2015 г. составили 7,9 млн единиц, снизившись по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. на 4,8%, подчеркивают авторы отчета. Швейцарская часовая промышленность оказалась слишком инертной, чтобы отреагировать на появление умных часов, считает исполнительный директор Strategy Analytics Нил Мостон. Первые крупные производители классических швейцарских часов запустили производство подключаемых устройств лишь в прошлом году: Frederic Constant Group объявила об этом в марте 2015 г., TAG Heuer – в ноябре. В результате на швейцарские часовые бренды пришелся лишь 1% поставок смарт-часов на мировой рынок, они далеко позади Apple, Samsung и других лидеров этого быстрорастущего сегмента, констатирует Мостон.

Руководитель направления J’son & Partners Consulting Евгений Альминов оценивает российский рынок носимой электроники в 2015 г. в 0,5 млн устройств. Наиболее популярными являются сегменты спортивных часов и браслетов, сообщил он «Ведомостям». По данным «Связного», в 2014 г. в России было продано свыше 250 000 носимых устройств всех типов примерно на 1,5 млрд руб., по сравнению с 2013 г. количество проданных устройств выросло в 3,5 раза. Представитель «Связного» Мария Заикина говорит о «трехзначных» темпах роста продаж умных аксессуаров в 2015 г. Этот рынок пока находится на начальном этапе своего развития и несопоставим по продажам с самыми популярными категориями персональной электроники, отмечает она.

При этом оценки российского рынка подключаемых часов расходятся в разы. По словам ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, в 2015 г. в Россию было поставлено около 30 000 умных часов – примерно столько же, сколько в 2014 г. Примерно 10 000 из них – Apple Watch, из которых продано было не более 9000, утверждает он. Никакого давления на традиционный часовой рынок в России умные часы пока не оказывают, уверен Муртазин. «Евросеть» оценивает рынок умных часов в 2015 г. в 123 000 устройств (+59% год к году). По ее данным, их продажи в деньгах выросли на 312% до 2,3 млрд руб. Несмотря на высокую динамику, рынок в абсолютном выражении очень скромен, говорит исполнительный вице-президент «Евросети» Виктор Луканин. Оценить его сложно, поскольку значительная часть этих устройств завозится в Россию неофициально, отмечает он. Массовый рынок они пока не интересуют: их покупатели либо пользователи Apple, либо те, кто хочет сменить старые электронные часы на что-то более современное, утверждает Луканин.

С тем, что умные часы пока слабо влияют на традиционный часовой рынок в России, согласен президент Ассоциации участников часового рынка Вячеслав Медведев. По его словам, даже с учетом 20%-ного падения, вызванного кризисом, в 2015 г. в Россию было поставлено 652 000 часов швейцарских брендов (в 2014 г. – 813 700 шт.). Стоимость экспортированных часов упала с 263 млн швейцарских франков в 2014 г. до 187 млн франков в 2015 г. Это в несколько десятков раз больше, чем продажи подключаемых часов. К тому же многие люди, купившие модели разрекламированных умных часов, в реальности отказались от их использования, говорит Медведев. Развитие технологий приведет к постепенному добавлению в классические часы новых функций, но вряд ли стоит говорить о противостоянии умных часов с классическими, добавляет он.

Сейчас все больше компаний предлагают подключаемые часы, которые отлично смотрятся как аксессуар, но при этом более технологичны и функциональны по сравнению с обычными часами, считает Заикина из «Связного». Умные часы не только расширяют, но и берут на себя часть функций смартфона, позволяя, например, оплачивать покупки прикосновением, отвечать на звонки, sms и т. д., добавляет она.

Умные часы расходятся быстрее классических