PSA Peugeot Citroen вышла в прибыль
Восстановление европейского рынка и активное сокращение расходов позволили PSA Peugeot Citroen получить в прошлом году 1,2 млрд евро чистой прибыли против 555 млн евро убытка годом ранее. Операционная прибыль автомобильного подразделения – 5%, что аналитик Evercore ISI Арндт Эллингхорст назвал выдающимся результатом – достичь его предполагалось только в период с 2019-го по 2023 г. Свободный денежный поток от операционной деятельности составил 3,8 млрд евро (цель – 2 млрд евро в 2015–2017 гг.). PSA заявила, что 5 апреля представит новый план развития и предложит дивиденды в 2016 г. на уровне конкурентов. В среду компания на Парижской бирже подорожала на 2% (индекс CAC 40 терял около 2%).
Результаты PSA Peugeot Citroen показывают, что концентрация усилий на повышении нормы прибыли за счет сокращения издержек может стать альтернативой стратегии конкурентов, многие из которых стараются увеличивать производство и долю рынка, стремясь сэкономить на масштабе, сказал гендиректор PSA Карлос Таварес в интервью The Wall Street Journal. «Времена, когда люди управляли автобизнесом, наращивая объемы, прошли. Если вы не можете продать ценность того, что делаете, вы попросту ведете с другими людьми ценовую войну, в которой вам перережут горло», – заявил Таварес. Он пришел в PSA в 2014 г. Тогда правительство Франции и китайская Dongfeng купили по 14% акций компании за 3 млрд евро. Таварес был заместителем Карлоса Гона в Renault, но его уволили после того, как он заявил, что хотел бы возглавить Ford или GM.
Стратегия Тавареса по повышению рентабельности во многом объясняется ограниченными возможностями PSA. Второй автопроизводитель в Европе не представлен в США и зависит от развивающихся рынков, таких как Китай, Россия, Латинская Америка. Но продажи компании в этих регионах в прошлом году упали. PSA ожидает роста рынка в 2016 г. только в Китае – на 5%, а в Латинской Америке и России – падения на 10 и 15% соответственно. В Европе рынок в прошлом году вырос, по данным Ассоциации европейских автопроизводителей, на 9,3%; в этом году PSA ждет подъема на 2%. Но у компании могут быть проблемы из-за скандала с занижением вредных выбросов дизельными автомобилями Volkswagen, пишет Financial Times. В Европе 60% продаж Peugeot приходится на дизельные автомобили. По прогнозу LMC Automotive, доля дизельных машин в продажах в Западной Европе упадет с более чем 50% сейчас до 35% к 2022 г. PSA намерена активно развиваться на Ближнем Востоке и в Африке, где планирует к 2025 г. выпускать 1 млн автомобилей в год.