В суд за забвением
В Левобережный суд Липецка поступило три иска от Колупаева П. О. к интернет-компаниям «Яндекс», Google и «Рамблер интернет холдинг» (входит в Rambler & Co), следует из информации, опубликованной на сайте суда. Каждая из компаний получила по иску, все они были поданы 4 февраля этого года.
Тексты самих исков на сайте суда не опубликованы, представитель суда в субботу не ответил на запрос «Ведомостей». Но два источника в компаниях, к которым были поданы иски, говорят, что претензии касаются неисполнения поисковыми системами так называемого закона о праве на забвение.
Источники «Ведомостей» говорят, что это первые иски по этому закону. Еще один собеседник в крупной интернет-компании утверждает, что ранее были и другие иски, но детали не раскрывает.
«Мы разбираемся в сути вопроса. В любом случае, поскольку услуги поиска для «Рамблера» предоставляет «Яндекс», мы в вопросах права на забвение будем ориентироваться на их позицию», – сказал «Ведомостям» представитель Rambler & Co. «Яндекс» иски не получал, говорит его представитель. Представитель Google отказался от комментариев.
Фильтры для пользователей
В середине февраля Google начал удалять ссылки по европейскому закону о забвении не только в поисковой выдаче своих национальных версий (к примеру, google.fr), но и во всех остальных (прежде всего google.com). На этом настояли европейские власти. Впрочем, не показывает поисковик соответствующие ссылки лишь жителям европейских стран, для этого Google использует фильтрацию по IP-адресам пользователей.
Закон о праве на забвение был принят Госдумой летом прошлого года, а начал действовать с 1 января этого года. Он позволяет гражданам России добиваться от поисковых систем удаления ссылок на недостоверную или неактуальную информацию о себе. Если же поисковик откажется удалять информацию, гражданин может обратиться в суд. А если суд сочтет отказ неправомерным, а поисковая система откажется выполнить судебное решение, то ее ждет штраф до 1 млн руб.
Какую именно информацию о себе требует удалить Колупаев, источники «Ведомостей» не говорят. «Ведомости» нашли в интернете несколько упоминаний человека с такими данными. Так, в ноябре 2012 г. на сайте Генпрокуратуры была опубликована новость о человеке с таким именем – о том, что Липецкий областной суд признал бывшего сотрудника УФСКН России по Липецкой области Павла Колупаева виновным в разглашении государственной тайны. А в базе данных «судебные решения.рф» опубликовано судебное определение Судебной коллегии по уголовным делам Липецкого областного суда об изменении меры пресечения человеку с таким же именем. Там же говорится, что в 2011 г. он был задержан и в отношении его было возбуждено уголовное дело по ст. 290 ч. 5 Уголовного кодекса (вымогательство взятки в крупном размере). А в августе 2013 г. Советский районный суд Липецка признал Колупаева П. О. «прекратившим право пользования жилым помещением» по иску Терляхиной В. А.
С самим Колупаевым связаться не удалось.
Закон о праве на забвение предлагает наделить поисковики функцией определения того, достоверна и актуальна ли информация о гражданине, говорил ранее представитель «Яндекса». Таким образом, поисковикам передана функция судов и, если компании откажутся от этой роли, им грозят постоянные штрафы или судебные разбирательства.
Российские чиновники и законодатели задумались о праве на забвение после вступления в силу похожей нормы в Евросоюзе. Соответствующее постановление суд Европейского союза принял в 2014 г. по делу испанского подразделения Google против AEPD и Марио Костеха Гонсалеса. В отличие от российского закона в Европе поисковые системы вправе отказать пользователю в удалении личной информации, если ее содержимое может представлять интерес для общества. Через год после принятия нормы Google сообщил, что получил почти 300 000 запросов на забвение и, по данным The Guardian, удовлетворил только 41% из них. Сам Google сообщал, что отказал в запросе, к примеру, «бывшему священнослужителю, который попросил нас удалить две ссылки на статьи о расследовании сексуального насилия, в котором он обвинялся, когда еще носил сан». По данным Google, лишь 5% поступивших запросов относились к преступникам, политикам и общественным деятелям.