Боливар потерял в весе
Чтобы хоть как-то скорректировать огромные дисбалансы в экономике Венесуэлы, президент Николас Мадуро решил девальвировать боливар, ввести два валютных курса вместо трех и повысить цены на бензин. Однако официальный курс все равно будет в 100 раз выше, чем на черном рынке, а бензин в Венесуэле до сих пор разливали почти бесплатно – водители нередко давали заправщикам больше чаевых, чем платили за наполнение бака.
«Это необходимая мера, я беру на себя ответственность за нее», – заявил во время четырехчасовой речи по телевидению Мадуро, начинавший свою карьеру как водитель автобуса и представитель профсоюза и поднявшийся до должности вице-президента при своем предшественнике Уго Чавесе. Объясняя сложную финансовую ситуацию, в которой оказалась страна, Мадуро продемонстрировал график, свидетельствующий, что нефтяная госкомпания Petroleos de Venezuela (PdVSA) перечислила в январе в центральный банк всего $77 млн, тогда как в том же месяце 2015 и 2014 гг. – $815 млн и $3 млрд соответственно. Бюджет страны почти полностью зависит от продажи нефти, на которую приходится 96% экспорта. PdVSA перечисляет нефтедоллары в центробанк, который уже перенаправляет их в экономику.
По прогнозу МВФ, ВВП Венесуэлы в этом году сократится на 8% после падения на 10% в 2015 г., а инфляция достигнет 720% (это самый высокий показатель в мире). Девальвация и повышение цен на бензин могут еще больше ускорить инфляцию. Хотя удорожание бензина не сильно ударит по карманам водителей (по курсу черного рынка 1 л будет стоить всего $0,006), рост расходов на топливо приведет к росту цен на другие товары, беспокоится водитель такси Вильфредо Аларкон. «Завтра кукурузная лепешка будет стоить дороже. Все, кто возит еду, повысят цены», – приводит его мнение The Wall Street Journal (WSJ).
Заказ на деньги
Не желая признавать стремительный рост цен и вводить банкноты большего номинала, власти Венесуэлы заказывают печать огромного количества купюр у зарубежных компаний. Во второй половине 2015 г. правительство заказало не менее 5 млрд банкнот, а в декабре начало переговоры с целью заказать еще 10 млрд, что практически удвоит объем наличных денег в обращении.
Большую часть своего телевыступления Мадуро ругал капитализм. Он обвинил США в организации «международной финансовой блокады» Венесуэлы, так как для нее США сделали заимствования на внешнем рынке запретительно дорогими. В этом году стране, имеющей крупнейшие запасы нефти в мире, нужно выплатить $10 млрд по внешнему долгу, однако твердой валюты у нее почти нет. По данным Bank of America, экспорт за последние три года упал с $97 млрд до $37 млрд. «Экономические проблемы страны усугубляются кумулятивным эффектом от последовательных ошибок в экономической политике», – написали они в отчете. Более того, из-за высокой инфляции Венесуэле не хватает и национальной валюты (см. врез).
В Венесуэле действует три официальных валютных курса; в результате последних мер их станет два, объявил Мадуро. Самый высокий – 6,3 боливара/$ – будет снижен до 10 боливаров. Второй (сейчас – около 200 боливаров/$) станет плавающим, заявил Мадуро. Между тем на черном рынке за $1 в среду давали 1029 боливаров.
«Валютный курс в 10 и 200 [боливаров] против 1000 на черном рынке неэффективен, – говорит Сиобхан Морден, начальник латиноамериканского отдела инструментов с фиксированным доходом Nomura (цитата по Financial Times, FT). – Я приветствую любые попытки исправить искажения в макроэкономической картине, но это лишь маленький шаг». После долгих лет интервенционистской политики правительства нужна полная смена экономической модели, уверен он.
Один из примеров такой политики – субсидирование цен на бензин, которое делало его практически бесплатным. По новым правилам цена 1 л 91-го бензина вырастет на 1329% с 0,07 до 1 боливара, а 95-го – на 6086% с 0,097 до 6 боливаров. По словам Мадуро, это позволит правительству сэкономить $800 млн в год и улучшит финансовое положение PdVSA.
«Венесуэльский бензин из самого дешевого в мире стал самым дешевым в мире», – прокомментировал это решение финансовый аналитик и блогер Мигель Октавио (его мнение приводит FT). По оценке Карлоса Мигеля Альвареса, старшего экономиста консалтинговой компании Ecoanalítica в Каракасе, повышение цен позволит сократить бюджетный дефицит на 2 процентных пункта – из более чем 20% ВВП.
Вопрос о повышении цен на бензин Мадуро рассматривал около года, пишет FT. Это весьма чувствительная тема: многие помнят, как аналогичный шаг в 1989 г. вызвал массовые протесты и беспорядки, которые привели к гибели сотен человек и спровоцировали попытку, пусть неудачную, государственного переворота (в котором участвовал и Чавес).
Одновременно Мадуро объявил о повышении минимальной зарплаты на 20% и пообещал реформировать систему распространения товаров первой необходимости, цены на которые субсидируются государством. Президент признал, что она порождает коррупцию и дефицит.
«Это не смена [экономической] модели, а всего лишь корректировка цен, – суммировал шаги президента известный венесуэльский экономист Алехандро Гризанти (цитата по WSJ). – Это не экономическая программа. Некоторые проблемы будут смягчены, но они могут вернуться».