«Вымпелком» подвели офисы

Корпоративные абоненты сократили расходы на связь, уменьшив доходы «Вымпелкома»
Корпоративные абоненты сократили расходы на связь, уменьшив доходы «Вымпелкома» / М. Стулов / Ведомости

Выручка российского «Вымпелкома» в IV квартале 2015 г. сократилась на 3% год к году до 71,75 млрд руб., по итогам всего 2015 года снижение составило 1% – до 278,4 млрд руб., говорится в сообщении материнской компании оператора, Vimpelcom Ltd.

С IV квартала 2013 г., когда у «Вымпелкома» началось сокращение доходов, оператору удалось лишь дважды (в IV квартале 2014 г. и в I квартале 2015 г.) увеличить выручку, остальные семь кварталов она снижалась. Бывший гендиректор Vimpelcom Ltd. Джо Лундер объяснял это снижение тем, что в прошлый кризис, 2008–2009 гг., компания сократила инвестиции в 3G-сеть и дала конкурентам возможность захватить лидерство на рынке мобильной передачи данных.

По итогам 2015 г. инвестиции «Вымпелкома» составили 52,1 млрд руб., или 19% от выручки, следует из отчетности оператора. Его конкуренты по «большой тройке» за год еще не отчитались. По итогам девяти месяцев инвестиции МТС в России составляли 66,1 млрд руб., «Мегафона» – 46,5 млрд руб.

Основной причиной снижения выручки в IV квартале 2015 г. стало сокращение доходов от фиксированного бизнеса – на 20%. Выручка в фиксированном сегменте снизилась в основном в корпоративном сегменте – виной тому кризис, объясняет представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Также, по ее словам, «Вымпелком» сократил объем низкомаржинального транзитного трафика. При этом выручка «Вымпелкома» от мобильного бизнеса выросла на 1%, в том числе от передачи данных – на 16%.

Vimpelcom хочет мира

Vimpelcom Ltd. официально объявил о подготовке соглашений с Комиссией по ценным бумагам и биржам США, минюстом США и прокуратурой Нидерландов об урегулировании претензий, полученных при расследовании сделок компании в Узбекистане. Соглашения еще не окончательные и должны быть одобрены властями, говорится в сообщении Vimpelcom. В январе этого года собеседник «Ведомостей» в Vimpelcom сообщал о подготовке мирового соглашения, по которому холдинг может выплатить около $600 млн отступных.

По словам гендиректора «Вымпелкома» Михаила Слободина, снижение темпов роста выручки и переход к падению – общая проблема всех российских сотовых операторов. Он считает, что проблему можно решить, более рационально подходя к пакетным тарифам. Пакеты должны включать определенный лимит трафика за определенную сумму, безлимитное пользование лишает операторов возможности зарабатывать, объясняет Слободин.

Показатель EBITDA «Вымпелкома» снизился меньше, чем выручка, – на 0,6% до 26,9 млрд руб. Рентабельность по EBITDA выросла до 37,5% с 36,6%.

На EBITDA, в частности, негативно повлияло резервирование 1,4 млрд руб. на издержки, связанные с программой трансформации, объявленной в августе прошлого года, заметил Слободин. Эта программа включает изменение системы управления и сокращение персонала. Расходы на трансформацию частично были компенсированы единовременной экономией в размере 2,2 млрд руб. на арендных ставках и операционных затратах (в том числе в результате проекта «Вымпелкома» и МТС по совместному использованию инфраструктуры).

На конец 2015 г. у «Вымпелкома» было 59,8 млн абонентов, за три месяца их количество выросло на 0,8 млн (или на 1,4%). Годовой показатель оттока абонентской базы составил 51%. По словам Слободина, компания считает отток очень хорошим, если он ниже 55%. «Вымпелкому» удалось в 2015 г. повысить показатель удовлетворенности абонентов, уверяет Слободин, и тем самым оператор заложил основу для дальнейшего роста абонентской базы.

Среднемесячная выручка на абонента (ARPU) «Вымпелкома» сократилась по сравнению с III кварталом почти на 5%, с 330 до 314 руб., за год показатель снизился на 3% (с 325 руб.). ARPU снижается из-за конкуренции, говорит Слободин. Но при этом выход «Т2 РТК холдинга» (работает под брендом Tele2) в Москву, по его словам, пока не повлиял на этот показатель, так как он состоялся только в октябре. Тем не менее, безусловно, новый игрок не улучшает ценовую ситуацию на самом крупном для сотовых операторов столичном рынке, признает Слободин.

Аналитики «ВТБ капитала» ждали от «Вымпелкома» более высокой выручки в России и более высокого показателя EBITDA, говорится в их отчете. Тем не менее «ВТБ капитал» прогнозирует, что 2016 год будет для компании хорошим. Ощутимые улучшения должны дать изменения в структуре управления и инициативы, связанные с более разумным использованием сетей, отмечают его аналитики.

Результаты оператора примерно совпали с ожиданиями «Уралсиба», говорит аналитик банка Константин Белов. Он считает, что ждать от «Вымпелкома» прорыва в условиях усиления конкуренции со стороны Tele2 (не только вышедшей в Москву, но и запустившей сети передачи данных в регионах) и ухудшения экономической ситуации не приходится. Результаты квартала еще сильнее свидетельствуют, что фиксированный бизнес, приобретенный «Вымпелкомом» в 2008 г., был явно переоценен, отмечает Белов.

Замедление роста и начало снижения выручки – общая беда сотовых операторов, но для «Вымпелкома» она стоит сегодня наиболее остро: выручка МТС в последние кварталы росла год к году, а выручка «Мегафона» оставалась примерно на прежнем уровне, отмечает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. По ее мнению, падение доходов от фиксированной связи – результат оттока международного и междугородного трафика в ОТТ-сервисы, такие как Skype, а также снижения деловой активности и экономии корпоративных клиентов на услугах связи.