Подержанные машины обогнали новые
Объем рынка автомобилей с пробегом снизился за 2015 г. на 11% до 1,8 трлн руб., тогда как рынок новых – на 33% до 1,5 трлн руб., следует из подсчетов PricewaterhouseCoopers (PwC) и «Avito авто» (на основе регистрации автомобилей, по данным «Автостата»). Потребители, которые не могут позволить себе купить новую машину, разворачиваются в сторону вторичного рынка, объем которого в рублевом эквиваленте достиг рекордных значений, отмечает партнер практики PwC в России Олег Малышев.
Спрос смещается в сторону автомобилей с пробегом, подтверждает руководитель «Avito авто» Сергей Литвиненко. При этом цены на подержанные автомобили выросли меньше, чем на новые, отмечает он. По данным «Avito авто», средняя цена машины с пробегом выросла за 2015 г. на 10% до 370 000 руб., на новую – на 22% до 1 190 000 руб. Более стабильный спрос на новые премиальные автомобили привел к тому, что в этом сегменте цены выросли меньше и ценовая разница между премиальными и более массовыми автомобилями сокращается, говорит Литвиненко. На рынке наиболее популярны компактные автомобили классов В и С, лидер – Lada, указывает Литвиненко.
По данным «Автостата», за 2015 г. рынок подержанных авто сократился на 19,7% до 4,9 млн шт. На одну проданную новую машину в 2014 г. приходилось 2,3 подержанных, в 2015 г. – 2,7, говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Это соотношение будет расти: рынок автомобилей с пробегом более стабилен, прогнозирует он. Многие дилерские сети начинают активно заниматься автомобилями с пробегом, покупатели чаще готовы продавать через дилеров, в том числе через trade-in, говорит Удалов. На официальных дилеров приходится 7–8% продаж от общего объема, потенциал рынка огромный, говорит Литвиненко.
Уехали к соседям
В 2015 г. в России отгрузки автомобилей превысили регистрации почти на 200 000 штук. Основная причина – покупатели из других стран, прежде всего Казахстана и Белоруссии, отмечает PwC.
Вызывает вопросы методика подсчета, говорит президент «Фаворит моторс» Владимир Попов: среди автомобилей с пробегом может быть несколько перерегистраций одного автомобиля, в том числе может учитываться повторная регистрация на дилеров, приобретение с целью перепродажи. Формальные сделки – например, перерегистрация автомобиля на разные юрлица одного дилера – занимают незначительную долю, а сделки с целью перепродажи предполагают маржинальность, поэтому учитывать их целесообразно, объясняет Литвиненко.
Дилеры переориентируются на направление подержанных машин, подтверждает Попов. По его словам, в «Фаворит моторс» доля подержанных автомобилей выросла в общей структуре продаж с 35 до 39% на январь 2016 г. год к году, но следует учитывать, что в январе дилеры традиционно избавляются от товарных складов. Доля подержанных машин выросла в «Автомире» с 19,3% в 2014 г. до 27,8% в 2015 г., говорит руководитель направления продаж подержанных автомобилей «Автомира» Александр Чухнов. По его словам, сильно помогла господдержка по продажам новых автомобилей. Повышение спроса на подержанные автомобили отмечалось в I–II кварталах 2015 г., после ажиотажного спроса на новые в конце 2014 г., но затем спрос выровнялся, доля по итогам года принципиально не менялась, говорит директор департамента продаж ГК «Автоспеццентр» Александр Зиновьев.
В 2016 г. рынок подержанных автомобилей упадет на 14,3% до 4,2 млн шт. при базовом сценарии PwC и с 2017 г. начнет восстановление. Рынок новых сократится с 1,3 млн до 1,1 млн автомобилей при базовом сценарии и до 1,2 млн при оптимистичном (в основе данных – регистрация машин). Это соответственно на 14 и 10% меньше показателей 2015 г. Таким образом, рынок достигнет минимума с 2005 г., с которого PwC ведет подсчеты. По данным «Автостата», последний раз продажи на уровне 1,1 млн машин в год были в 2003 г. По прогнозу Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ, использует данные автопроизводителей), российский рынок легковых и легких коммерческих автомобилей по итогам 2015 г. составил 1,6 млн машин, сократившись на 35,7%. В 2016 г. он упадет еще на 4,7%, сообщала ранее АЕБ, – до 1,53 млн шт.