У «Яндекса» рекламодатели ожили

Доходы «Яндекса» в конце 2015 г. росли заметно быстрее, чем ждали аналитики/ С. Портер/ Ведомости

Выручка «Яндекса» в IV квартале 2015 г. увеличилась на 23% к уровню годичной давности – до 18,1 млрд руб., следует из ее отчетности, опубликованной во вторник. Таким образом, доходы «Яндекса» в конце года стали расти быстрее: за первые девять месяцев 2015 г. рост составил всего 16%. Ни сама компания, ни аналитики не ждали, что в конце года ситуация улучшится. Опрошенные «Интерфаксом» аналитики прогнозировали, что в 2015 г. выручка интернет-компании прибавит 16,3%; сама компания прогнозировала, что ее выручка увеличится на 14–16%.

Подавляющую часть доходов «Яндексу» продолжает приносить реклама, прежде всего контекстные объявления. В IV квартале доходы компании от таких объявлений выросли почти на четверть – до 16,3 млрд руб. Выручка «Яндекса» от медийной рекламы (баннеры) осталась на прежнем уровне – 1,2 млрд руб. Зато ощутимо выросли нерекламные доходы: по итогам всего года – в 2,5 раза до 1,6 млрд руб. Это выручка от таких проектов, как «Яндекс.Такси», платные подписки «Яндекс.Музыки» и т. д. Распределение выручки от нерекламных доходов компания не раскрывает, но большая часть из них приходится на сервис «Яндекс.Такси», говорил ранее представитель «Яндекса». «Если мы видим возможности по получению дополнительных доходов, мы их используем», – сказал гендиректор «Яндекса» в России Александр Шульгин, общаясь с аналитиками.

Меньше прибыли

Скорректированная чистая прибыль «Яндекса» в IV квартале 2015 г. снизилась на 8% до 3,6 млрд руб., по итогам всего года – на 11% до 12,2 млрд руб. Представитель «Яндекса» объяснил это расходами на рекламные кампании Auto.ru, «Яндекс.Маркета», «Яндекс.Браузера» и «Яндекс.Такси», валютными выплатами за аренду офиса, а также вынужденным увеличением зарплат программистов.

Ускорение роста доходов в конце года компания объяснила повышением качества используемых рекламных технологий (в частности, перезапуском аукциона контекстных объявлений), притоком новых клиентов и увеличением активности отдельных категорий рекламодателей, которые давно работают с поисковиком. Так, общее число рекламодателей «Яндекса» в конце года достигло рекордных 394 000, что на четверть больше, чем годом ранее. Среди рекламодателей, активность которых в конце прошлого года выросла, Шульгин назвал компании из автомобильного и финансового секторов, которые до этого сокращали бюджеты. Также растут расходы на интернет-рекламу у участников рынков интернет-торговли, недвижимости и у части производителей потребительских товаров, указывает он. Впрочем, Шульгин не уверен, что увеличение активности этих рекламодателей позволяет делать оптимистичные прогнозы о стабилизации рынка рекламы в России в 2016 г. Компания полагает, что ее выручка в этом году вырастет на 12–18%.

Опрошенные «Ведомостями» руководители рекламных агентств подтверждают, что в конце года рынок интернет-рекламы активизировался. Они согласны с Шульгиным в том, что это вовсе не гарантирует улучшения ситуации на рынке в этом году. С другой стороны, оба собеседника «Ведомостей» уверены, что на темпах роста «Яндекса» в IV квартале положительно сказалась отмена с 1 сентября скидок при больших закупках рекламы на площадках компании. Для крупных клиентов эти скидки были весьма существенны – от 10%, указывает один из них. Представитель «Яндекса» отрицает, что отмена скидок имела заметное влияние на финансовые результаты компании.