ФАС интересует цена на iPhone

У всех ритейлеров новые iPhone стоят одинаково
У всех ритейлеров новые iPhone стоят одинаково / Е. Разумный / Ведомости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подозревает крупных ритейлеров в сговоре при ценообразовании на смартфоны iPhone последних моделей. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на замначальника управления ФАС по борьбе с картелями Андрея Филимонова. Пока ФАС только запросила информацию как у ритейлеров, так и у самой компании Apple, чтобы разобраться в механизме образования цен и выяснить, есть ли причины для антимонопольного расследования, объяснил «Ведомостям» представитель ведомства. По его словам, поводом для изучения послужило заявление от физического лица, полученное в конце декабря прошлого года. Apple публично называет рекомендованную цену на iPhone, а ритейлеры ей буквально следуют, продолжает он.

По словам Филимонова, сейчас ФАС заинтересовалась ценообразованием на смартфоны iPhone 6S и iPhone 6S Plus у 16 ритейлеров, среди которых «Евросеть», «Связной», «Эльдорадо», «Техносила», re:Store, «Вымпелком», «Мегафон», «Мобиленд» (сеть «Ноу хау») и Ozon.ru. Кроме того, ведомство проверяет официальный магазин Apple в России – Apple Store. Служба проанализировала цены на эти модели смартфонов и пришла к выводу, что у всех рассмотренных ритейлеров их стоимость после старта продаж либо вообще не отличалась, либо варьировалась в диапазоне до 9 руб., либо уменьшалась всего на несколько дней во время проведения акций.

ФАС уже находила ценовой сговор на рынке Apple iPhone. В апреле 2012 г. она установила, что МТС и «Вымпелком» согласованно поддерживали единый уровень цен на iPhone 4, но позже добровольно устранили нарушение. Совпадение цен операторы тогда объясняли «экономическими причинами объективного характера», но согласились выплатить штрафы: МТС – 16 млн руб., «Вымпелком» – 18 млн руб.

Apple устанавливает рекомендованные цены на свою продукцию и все сети в первую очередь ориентируются на нее, говорят два сотрудника крупных ритейлеров. Кроме того, естественно, компании ориентируются на конкурентов. Смартфоны – низкомаржинальный товар и если установить цену значительно ниже, чем у конкурентов, то работать будешь себе в минус, объясняет один из собеседников «Ведомостей». В то же время и намного дороже делать этот товар нельзя – пользователи пойдут к тому, у кого дешевле. Так складывается картина одинаковых цен, рассказывает один из собеседников «Ведомостей».

По словам представителя «Связного» Марии Заикиной, компания пока не получала запроса от ФАС о цене на iPhone 6S. Цены на товары в «Связном», по ее словам, зависят от закупочной цены, расчетной маржинальности по разным группам товаров и разным брендам, а также от рыночной ситуации в каждом городе и регионе присутствия. В результате стоимость гаджетов в «Связном» может меняться от города к городу и от региона к региону.

По словам представителя «Евросети» Ульяны Смольской, ритейлер «периодически» получает запросы ФАС, касающиеся разных товарных групп, «это нормальный рабочий процесс». Стоимость товара зависит от закупочной цены, транспортных и других расходов компании, объясняет она. Конечная цена устанавливается исходя из разброса цен на рынке, возможностей покупательского спроса и экономической целесообразности. По ее словам, если цены выглядят сопоставимыми в разных компаниях, это лишь показатель оптимального рыночного баланса спроса и предложения, при котором покупателю уже интересна цена на товар, а продавцу еще выгодно его продавать.

«Мегафон» получил уведомление и предоставил в ФАС всю запрошенную информацию, говорит его представитель. Представитель «Вымпелкома» отказался от комментариев. С представителями других ритейлеров связаться не удалось. Представитель Apple не ответил на звонки «Ведомостей».