Нефть покинула Иран

Иранские танкеры готовы доставить нефть в Европу
Иранские танкеры готовы доставить нефть в Европу / Vahid Salemi / AP

Первые с 2012 г. танкеры с иранской нефтью должны были в понедельник отправиться в Европу, сообщает WSJ со ссылкой на иранских чиновников. По их словам, один из них, с 2 млн баррелей, зафрахтован французской Total, а два других доставят по 1 млн баррелей испанской Cepsa и Litasco, трейдинговому подразделению «Лукойла». Представитель «Лукойла» это не комментирует. Представители Cepsa и Total не ответили за запросы.

Это нефть, которую Иран стал производить после снятия международных санкций в январе, отмечает WSJ. Санкции, введенные в 2012 г., привели к падению нефтяного экспорта более чем на 1 млн баррелей в день.

Танкеры, предназначенные для французской, испанской и российской компаний, стоят под погрузкой, которая завершится в течение двух дней, заявил в воскресенье Пируз Мусави, управляющий директор Iranian Oil Terminals Company (IOTC). В субботу о том, что три танкера с 4 млн баррелей будут готовы к отправке в Европу в течение 24 часов, сказал Рокноддин Джавади, заместитель министра нефти и управляющий директор госкомпании National Iranian Oil Company. Оба сообщения размещены на сайте IOTC; информации о том, что танкеры вышли в море, к вечеру понедельника по московскому времени на сайте не было.

Полис на поставки

Загрузка танкеров для поставки в Европу началась после того, как европейские трейдеры и судоходные компании договорились о возможности их страхования.

В конце января Reuters со ссылкой на трейдеров сообщало, что Litasco стала первым покупателем иранской нефти в Европе и она будет поставлена на НПЗ «Лукойла» в Румынии. Замминистра энергетики России Анатолий Яновский тогда же заявил (его цитировал «Интерфакс»), что «Лукойл» обсуждает с Ираном возможность обмена поставками: «Эти свопы предполагают, что российская нефть попадала бы на рынок Ирана на севере, а в обмен Иран предоставлял бы в Персидском заливе «Лукойлу» или другим соответствующие объемы нефти».

Помимо трех танкеров для Европы Иран также продал еще три танкера в Азию, сообщало Reuters. Это традиционные для него рынки и именно там, пишет WSJ, он планирует вернуть свою долю: Европа в 2012 г. ввела полное эмбарго на закупки у него сырья, в Азию же Иран продолжал ограниченные поставки. По данным WSJ, чтобы конкурировать с поставщиками из России и других стран, Иран сейчас снизил цены для НПЗ на побережье Средиземного моря. Ранее газета сообщала, что иранские чиновники готовы идти на небольшие уступки по цене, но стараются не соглашаться на большие скидки, а ищут другие способы организации поставок – в частности, в обмен на европейские товары или инвестиции в зарубежные НПЗ.

Перспектива возобновления экспорта иранской нефти дважды за последний год сильно влияла на котировки сырья. В июле 2015 г. цены, восстановившиеся в первом полугодии после падения в 2014 г., стали снижаться после того, как Иран договорился с шестеркой стран о прекращении своей ядерной программы. Второй раз иранский фактор сыграл в январе 2016 г., когда участники рынка осознали, что санкции будут сняты уже в середине месяца.

Представители Ирана называли краткосрочной целью наращивание суточной добычи на 500 000 баррелей. Как заявил в воскресенье Джавади (его слова привело государственное телевидение Press TV), она уже выросла на 400 000 баррелей.