Роскомнадзор подсчитал иностранцев в СМИ
Роскомнадзор получил уведомления от учредителей 821 российского СМИ, которые тем или иным образом могут попадать под новые ограничения по иностранцам в медиабизнесе. Это предварительные данные, уточнил представитель Роскомнадзора. Всего, по оценке службы, на начало 2015 г. в стране действовало около 1000 СМИ, учрежденных 400 компаниями под контролем иностранцев.
С 1 января 2016 г. иностранные компании и граждане не смогут владеть более чем 20% акций или долей учредителя СМИ в России или контролировать их. До 15 февраля компании – учредители СМИ должны были передать в Роскомнадзор сведения о том, как они соблюдают эти ограничения. Сначала служба проанализирует полученные документы – на это уйдет несколько месяцев, говорит ее представитель, затем начнет проверки.
На российском медиарынке прежде работало множество иностранцев, которые либо продали активы, либо нашли партнеров. Так, шведская MTG продала пакет в CTC Media холдингу Алишера Усманова и Ивана Таврина, неэфирные каналы Viasat получили Baring Vostok и «Национальная медиа группа» (НМГ). Телеканалами Discovery и Turner теперь управляет «Медиа альянс» (80% – у НМГ, 20% – у самой Discovery). ИД Axel Springer продал свою российскую «дочку» «Аксель Шпрингер раша» (издает журнал Forbes в России) Александру Федотову, владельцу нишевого ИД Artcom Media. Финская Sanoma продала доли в «Ведомостях», The Moscow Times и нескольких журналах экс-руководителю ИД «Коммерсантъ» Демьяну Кудрявцеву. Позднее он выкупил оставшиеся 66% «Ведомостей» у Pearson и Dow Jones. До сих пор неизвестно, как исполнили новые требования ИД Conde Nast и Burda. Прежде источники «Ведомостей» говорили, что их иностранные владельцы отдали часть акций российским топ-менеджерам, но, по «СПАРК-Интерфаксу», они все еще на 100% принадлежат иностранцам.
Из-за поправок реструктурировали бизнес и российские бизнесмены, чьи компании – учредители СМИ зарегистрированы в офшорах. Это ИД «Коммерсантъ» Алишера Усманова и РБК Михаила Прохорова. От поправок пострадали и сотни российских компаний, не имеющих к медиабизнесу никакого отношения, – корпоративные СМИ есть у мобильных операторов, промышленных предприятий, торговых сетей, нефтяных компаний.